• Приглашаем посетить наш сайт
    Хлебников (hlebnikov.lit-info.ru)
  • Письмо Елисееву Г.З. 20 сентября 1884. Петербург


    1071. Г. З. ЕЛИСЕЕВУ

    20 сентября 1884. Петербург

    20 сентября.

    Многоуважаемый Григорий Захарович.

    Два месяца тому назад Вы обещали мне, вслед за сим, прислать мне инструкцию, как поступить с Вашим капиталом, хранящимся у меня 1. С тех пор я ожидаю Вашего письма, но тщетно. Между тем я положительно болен и до такой степени, что с утра до ночи мучусь, не имея возможности ни работать, ни даже думать. Ваши деньги положительно сводят меня с ума, и я усерднейше прошу Вас развязать меня с ними. Чего доброго, меня обвинят в присвоении, а я не желал бы, чтоб на моей памяти лежал позор. Я совсем не понимаю, что заставляет Вас медлить решением по этому делу. Признаюсь откровенно, я несколько раз порывался продать облигации, и послать Вам переводные векселя. Но во-первых, я не желал бы сделать Вам неугодное, а во-вторых, Вы как-то нетвердо указываете на квартиру. Теперь, когда все Ваши собрались около Вас в Париже, Вы, вероятно, окончательно основались. Поэтому, прошу Вас уведомить меня теперь же, как мне поступить 2. Убеждаю Вас сделать это, потому что я без шуток собрался умирать.

    Сегодня был у меня Михайловский, которому разрешено на 6 дней приехать в Петербург. Он нигде не пристроился, да вряд ли и кому-нибудь из лиц, близких «Отеч<ественным> зап<искам>», придется устроиться. Особенно жаль Скабичевского, который решительно сидит без дела. Кривенку Михайловский сегодня видел; он все еще сидит арестованный, равно как и Шелгунов. Но Протопопова и Эртеля — выпустили. С «Делом» поступили так же, как и с «Отеч<ественными> зап<исками>», то есть совсем уничтожили журнал, не утверждая редактора. Даже продать его теперь нельзя 3.

    Я буквально ничего не делаю, даже ничего не читаю — до такой степени я весь измучен болезнями. Второй месяц у меня поясница болит и третью неделю — зубы. Соколов женился и проводит медовый месяц в Крыму, Боткин — приехать не догадался, а Головин, который лечил меня на Сиверской станции, не весьма удачно действует. В эту самую минуту я чувствую признаки лихорадки, а при болезни сердца это аккомпанимент весьма плохой. Я уж и для уплаты за квартиру деньги приготовил и даже почтовых марок целый запас сделал, чтобы на первых порах не затруднить. А потом пусть уж распоряжаются сами.

    Прощайте, извините, что безалаберно пишу: весь в жару и голова в потемках.

    Весь Ваш
    М. Салтыков.

    Ради бога, ответьте скорее.


    Примечания

    Печатается по подлиннику: ГБЛ, ф. 576, карт. 2, № 25, л. 48.

    Впервые опубликовано: Изд. 1933—1941, т. XX, с. 90—91.

     

    1 В письме из Парижа от 30 июля 1884 года Елисеев высказал желание превратить деньги, находящиеся у Салтыкова, «в консолидированные облигации железных дорог», которые в Париже продаются дороже, чем в Петербурге. Окончательное же решение он обещал сообщить Салтыкову в следующем письме после ознакомления с сообщениями русских и французских газет (см. Письма Елисеева, с. 152).

    2 В августе — сентябре Елисеев был болен и решение свое относительно денег сообщил Салтыкову лишь 28 сентября, отказавшись от приобретения процентных бумаг ввиду предполагаемого в 1885 году возвращения в Россию (Письма Елисеева, с. 153—154).

    3 Журнал «Дело» в 1883—1884 годах находился в чрезвычайно тяжелых цензурных условиях, что обусловило частую смену редакторов: К. М. Станюкович, Н. А. Лебедев, В. П. Острогорский, Д. Н. Цертелев. Однако, в отличие от Отеч. записок существование.

    Разделы сайта: