• Приглашаем посетить наш сайт
    Тредиаковский (trediakovskiy.lit-info.ru)
  • Письмо Анненкову П.В. 3 февраля 1859. Рязань


    124. П. В. АННЕНКОВУ

    3 февраля 1859. Рязань

    Рязань. 3 февраля

    Сейчас прочитал я «Дворянское гнездо», уважаемый Павел Васильевич, и хотелось бы мне сказать Вам мое мнение об этой вещи. Но я решительно не могу. Да и вряд ли кто возьмется за это, кроме разве Ал. Вас. 1, который своим сладостным пером сделает все возможное, чтобы разжидить светлую поэзию, разлитую в каждом звуке этого романа. Да и что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора? Но ведь это будут только общие места, а это, именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом и, однако ж, все-таки пропадающее в пустом пространстве. Но чтоб и эти общие места прилично высказать, надобно самому быть поэтом и впадать в лиризм. Герои Тургенева не кончают своего дела: они исчезают в воздухе. Критику нельзя их уловить, потому что их нельзя держать в руках, как героев Писемского. Поэтому-то хоть о Тургеневе и много писали, но не прямо об нем, а лишь по поводу его. Можно написать много чепухи о лишнем человеке, как это и сделал Стерван Дудышкин 2, можно коснуться русского человека на rendez-vous 3, но о самом Тургеневе писать невозможно. Сочинения его можно характеризовать его же словами, которыми он заключает свой роман: на них можно только указать и пройти мимо 4. Я давно не был так потрясен, но чем именно — не могу дать себе отчета. Думаю, что ни тем, ни другим, ни третьим, а общим строем романа. Конечно, это едва ли может ставить Тургенева высоко как художника (хотя Варвара Павловна есть прелестное создание и в художественном отношении, но она вместе с тем гадит общий строй романа) 5, но вряд ли он и сам претендует на это. У нас на Руси художникам время еще не приспело. Писемский как ни обтачивает своих болванчиков, а духа жива вдохнуть в них не может. От художников наших пахнет ябедой и семинарией; все у них плотя́но и толсто выходит, никак не могут форму покорить. После Тургенева против этих художников некоторое остервенение чувствуешь.

    Извините, что, может, нагородил Вам чепухи, но именно желаю Вам передать мои впечатления в том виде, как они сложились тотчас по прочтении «Двор<янского> гнезда».

    Весь Ваш
    М. Салтыков.

    Я получил письмо от Некрасова. Скажите ему, что деньги 200 р. мной получены, но я не уведомил об этом контору, во-первых, потому, что лень, а во-вторых, потому, что нужно написать только несколько строк, а не лист, что чрезвычайно поощряет к откладыванью. Он пишет, что «Развеселое житье» ему понравилось, но я как-то не доверяю его похвале, потому что он все в воздухе нюхает и заботится только об том, чтоб на публику впечатление было.

    Еще просьба к Вам. Год тому назад я отдал в альманах Смирдина повесть под названием «Яшенька» 6 ее из рук этого скотопромышленника Генкеля. Безобразов хлопотал, да не отдают. Надо полагать, что по рылам бить следует. За истечением года я имею полное право на получение повести обратно. Сделайте милость, постарайтесь.

    На конверте: Его высокоблагородию Павлу Васильевичу Анненкову. В С. Петербурге, в Демидовском переулке, против Английского клуба, в доме Висконти. Карандашная помета Анненкова: Салтыков 1859. Рязань 1859 февр. 3; С. Петербург 6 февр. 1859.


    Примечания

    Печатается по подлиннику: ИРЛИ,

    Впервые опубликовано: Письма, стр. 12—14.

     

    Впечатления от только что прочитанного «Дворянского гнезда» (1859, № 1) исполнены восторженности и лиризма, необычных для восприятия Салтыковым других выдающихся новинок современной ему литературы. Однако восхищенная характеристика «светлой поэзии» романа завершается выражением сомнения в возможности, на основании именно этих качеств, «ставить Тургенева высоко как художника». Такое противоречие в оценке «Дворянского гнезда» и его автора может быть понято лишь в системе тех требований социально-активной эстетики, которые были характерны для Салтыкова и наиболее полно, для данного времени, изложены в программной части его статьи 1856 года «Стихотворения Кольцова». В частности, согласно одному из этих требований, «каждое произведение искусства необходимо должно иметь свой результат, и результат не отдаленный и косвенный, а близкий и непосредственный» (т. 5 наст. изд., стр. 13). Таких «результатов» Салтыков не находил тогда в сочинениях Тургенева.

     

    1 А. В. Дружинина.

    2 Статья С. С. Дудышкина «Повести и рассказы И. С. Тургенева». — ОЗ, 1857, № 1, отд. II.

    3

    4 Эти слова, которыми заканчивается «Дворянское гнездо», относятся непосредственно к размышлениям автора о последней, случайной и безмолвной встрече Лаврецкого с Лизой: «Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать — и пройти мимо».

    5 Мысль Салтыкова: образ Варвары Павловны — женщины-хищницы — художественно совершенен, но он снижает («гадит») своей нравственно-этической неполноценностью «общий строй» романа, направленный на поднятие «нравственного уровня».

    6

    Разделы сайта: