• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.Н. (tolstoy-a-n.lit-info.ru)
  • Письмо Михайловскому Н.К. 4 августа 1876. Витенево


    490. Н. К. МИХАЙЛОВСКОМУ

    4 августа 1876. Витенево

    Витенево, 4 августа.

    Я совсем не умыл руки, многоуважаемый Николай Константинович, а просто очень болен. Так болен, что прежняя деятельность, вероятно, будет уже невозможна для меня. Попробую, но вряд ли. Особенно острых болей нет, но везде скверно, малейшая неосторожность отзывается самым мучительным образом. А под неосторожностью следует разуметь всякое обыкновенное человеческое действие, совершаемое без аккомпанемента страхов. Поэтому пишу я туго и мучительно. Вот и теперь, вместе с сим, посылаю рассказ: и сам не знаю, что сказать об нем 1. Не только пишу туго, но и туго понимаю написанное — совсем ум в тисках.

    8-го № журнала 2 я не получал (это доказывает аккуратность нашей конторы, которая, без напоминания, не пришлет), и очень рад. Не могу себе вообразить, что за статья на тему о всенародной свече 3. «Отеч<ественные> зап<иски>» встали на покатость очень сомнительную и делаются журналом, в котором чувствуется ежели не преобладание, то очень значительное присутствие трихин. По крайней мере, Боборыкин и Мордовцев несомненно принадлежат к числу оных. Оба они люди универсальные, и с обоими надо обращаться с крайнею осторожностью, ибо, в противном случае, они наполнят собой вселенную. Еще две-три статьи, подобных сальной свече Мордовцева и лекциям Боборыкина о современном < — — — >-психологическом и кляузно-адвокатском романе во Франции 4 — и репутация журнала, конечно, пошатнется. А цензорам как ни угождайте — никогда не угодите и не уконтентуете 5 их по горло.

    О Золя скажу Вам следующее. Я уже писал Тургеневу, чтоб он предупредил Золя, что я подробно и обстоятельно буду писать к нему в конце августа 6. Так я и сделаю. Я сам 16-го числа уже буду в редакции, ежели не случится ничего особенного. Надо поговорить об этом деле подробно, потому что Стасюлевич дает Золя работу ежемесячную, что и делает для него участие в «Вестнике Европы» делом ценным. Необходимо заменить это чем-нибудь равносильным. Поэтому я и не решаюсь писать теперь. Для Золя ведь все равно, что «Вестн<ик> Евр<опы>», что «Отеч<ественные> зап<иски>». Надо растолковать ему, какая тут разница, сказать, что в «Отеч<ественных> зап<исках>» печатаются сальные свечи Мордовцева, а в «Вестн<ике> Евр<опы>» — нет. Или иначе: что «Вестн<ик> Евр<опы>» < — — — > постоянно, но потихоньку, «Отеч<ественные> же зап<иски>» < — — — > не всегда, но ежели < — — — >, то на славу. Об Шассене тоже надо сговориться. Этот человек — протеже Н. С. Курочкина, и ежели его вытурить, то Ник<олай> Степ<анович> будет хиреть 7.

    До свидания, жму Вашу руку, ту самую, которая выдвинула вперед вопрос о качественности цивилизации и тем самым уготовила для дулебов некоторый пьедестал 8. А Мордовцев подслушал сие и окрылился до сальной свечи. Покойник Грановский еще в 40-х годах, в диссертации об Винете, доказал, что все дулебы друг другу равны 9. И я то же думаю.

    Ваш
    М. Салтыков.


    Примечания

    ИРЛИ, ф. 366, оп. 3, № 28, лл. 1—2.

    Впервые опубликован отрывок: «Русская мысль», 1890, № 4, отд. II, стр. 160—161; полностью: Письма, стр. 140—142.

     

    1 В это время Салтыков, очевидно, работал над рассказом «Выморочный».

    2 Описка Салтыкова; имеется в виду седьмой номер журнала, с содержанием которого Салтыков ознакомился, вероятно, по опубликованному в газете «Голос» (1876, № 201, 22 июля) объявлению о выходе его в свет.

    3 Статья Д. Л. Мордовцева «На всемирную свечу» (ОЗ, 1876, № 7); напечатана анонимно.

    4 П. Д. Боборыкин. Реальный роман во Франции. Чтение второе и третье (ОЗ, 1876, № 7).

    5 От франц. contenter — удовлетворять.

    6 Письма Салтыкова к Тургеневу и Золя неизвестны; известно, однако, что Тургенев получил письмо Салтыкова и о содержании его сообщил Золя (Тургенев. Письма, т. XI, стр. 411). Намерение Салтыкова привлечь Золя к сотрудничеству в Отеч. записках не было осуществлено.

    7 Н. С. Курочкин познакомился с Шассеном в Париже в 1874 г. и был с ним в дружеских отношениях. «После выдворения Шассена Курочкин лишился бы довольно значительной суммы ежемесячного заработка: он был в это время почти монопольным переводчиком шассеновских «обозрений» (см. статью С. А. Макашина о Шассене. — ЛИ

    8 Речь идет о концепции Михайловского, изложенной впервые в статье «Что такое прогресс?» (1869); дулебы — здесь: иносказательное обозначение патриархального крестьянства.

    9 единоплеменных, т. I. М., 1845. Отд. издание вышло под заглавием «Иомсбург и Винета». М., 1845. В своей диссертации Грановский критиковал предание о блестящей столице древнеславянского племени венедов — Винете.

    Разделы сайта: