• Приглашаем посетить наш сайт
    Батюшков (batyushkov.lit-info.ru)
  • Письмо Анненкову П.В. 17 февраля 1877. Петербург


    514. П. В. АННЕНКОВУ

    17 февраля 1877. Петербург

    Петербург. 17 февраля.

    Милейшее письмо Ваше, многоуважаемый Павел Васильевич, застало меня среди неистовств белой анархии, которая, кажется, надолго воцарилась у нас. Художественный клуб закрыли (там был вечер, на котором молодежь подписала адрес, выражающий участие к больному Некрасову) \ цензура обнаруживает намерение воскреснуть. Мы-то думали, что она нас тиранит, а оказывается, что это была только поблажка. Вы хорошо поймете, как весело среди этого готовиться к выходу 2-й книжки. Книжка эта должна быть отправлена в цензуру 21-го числа, но выйдет ли — сказать не умею. Одним словом, наступает момент очень серьезный — момент конца. Для меня лично, независимо от того, что с ним кончается моя литературная деятельность, вопрос очень существенный и в смысле матерьяльного обеспечения. Поэтому Вы поймете, почему я не ответил на Ваше письмо сейчас: смутно было и недосуг. Теперь, когда моя работа в типографии — сделалось просторнее: все равно, что ни будет, я свое сделал.

    Вы спрашиваете, какое я вынес впечатление из чтения «Нови», и требуете, чтобы я Вам высказал его не стесняясь. Только памятуя это последнее условие, я и решаюсь затронуть этот прискорбный сюжет. Итак, прежде всего скажу, что об «Нови» почти совсем не говорили, и что теперь она забыта. Это явление очень странное, но его нельзя опровергнуть. Еще по выходе 1-й части был какой-то говор, но 2-ю частью поинтересовались очень немногие. Я знаю много таких людей, которые совсем не читали романа, и, что всего хуже, довольно таких, которые кончили чтение 1-ю частью.

    Что касается до меня, то роман этот показался мне в высшей степени противным и неопрятным (напоминаю Вам Ваше требование не стесняться). Я совершенно искренно думаю, что человек, писавший эту вещь, во-первых, выжил из ума, во-вторых, потерял всякую потребность какого-либо нравственного контроля над самим собой. Начать хоть с внешней стороны: это не роман, а бесконечная, случайная болтовня, которую можно начать с какого угодно места и где хотите кончить. Мельников пишет иногда такие романы, которые можно, без потери, с любой страницы начать читать. И еще Гришка Данилевский. Никакого признака Тургеневской кисти тут нет, т. е. даже в архитектуре романа. Есть школьная игра «бары», в которой играющие разделяются на две стороны, затем становится каждая сторона за своей чертой, и начинают «играть», т. е. бегать, ловить друг друга и когда прозвонит звонок, призывающий в классы, то все кончается. Такую же беготню устроил и Ив<ан> Серг<еевич>. Теперь позвали в классы — никто об ней и не думает. С внутренней стороны, это вещь еще более слабая. Лица консервативной партии (Сипягин, Каломейцев) описаны с язвительностью, напоминающей куаферское остроумие. Коли хотите, оно и недурно, и остро, но странно как-то: чувствуется, что Вы сидите в куаферской, и ловкий француз, заглядывая Вам в глаза, старается насмешить Вас насчет того лица, которое за пять минут перед тем сидело в том же кресле, подвергаясь тому же процессу стрижки и завивки, и пользовалось той же куаферской любезностью. Что же касается до так называемых «новых людей», то описание их таково, что хочется сказать автору: старый болтунище! ужели даже седые волосы не могут обуздать твоего лганья! Перечтите паскудные сцены переодеванья, сожигания письма, припомните, как Нежданов берет подводу, и вдруг начинает революцию, как идеальный Соломин говорит: делайте революцию, только не у меня во дворе... Все это можно писать, лишь впавши в детский возраст.

    Быть может, мой сей краткий отзыв покоробит Вас. В таком случае бросьте мое письмо и забудьте об нем. Но я пишу вполне искренно и помимо всяких соображений. Я пишу кратко, но мог бы написать и пространно. В февральской книжке, впрочем, Вы найдете (ежели найдете) изложение моих мыслей и чувств, не по поводу «Нови» — сохрани меня бог! — а вообще об отношениях, в которых мы, люди отживающие, должны находиться к современности2. Я думаю, что единственная наша роль — опрятность. В сочувствии нашем никто не нуждается (да пожалуй, и наврешь), а от глумления не мешает воздерживаться. Знаете ли, многим приходит в голову, что любимое детище Тургенева — это Паклин? А это уж очень некрасиво. Впрочем, повторяю: не сердитесь и забудьте об этом отзыве, буде он Вам претит3.

    А я все хирею, и, право, боюсь, что со мной повторится прежняя история. Будет с меня, пора и кончать. Очень уж противно. Вот написал рассказ в два листа, а теперь вопрос: не весь ли его выкинуть или же, много-много, оставить вступление, т. е. пол-листа. Вы думаете, что я шучу — увидите.

    Некрасов ни взад ни вперед. Лучше нет, но и хуже нет. Богатые люди имеют то преимущество, что могут продлить свою жизнь — вот он и продляет. Поедет весной в Вену — там ему Бильрот кишку вычистит.

    Прощайте, кланяйтесь Глафире Александровне и поцелуйте детей. Напишите, не рассердило ли Вас это

    М. Салтыков.

    На конверте: Allemagne. Baden-Baden. Sophienstrasse, 4. М-г Paul Annenkoff.

    Почтовые штемпеля: и др.


    Примечания

    Печатается по подлиннику: ИРЛИ, ф. 366, оп. 3, № 3, лл. 22—23. Впервые опубликовано: Письма

    1 В начале февраля 1877 г. Некрасову был преподнесен студенческий Адрес от четырех учебных заведений (Петербургского университета, Медико-хирургической академии, Харьковского университета и Харьковского ветеринарного института). В Адресе говорилось, что русская учащаяся молодежь несет в своих сердцах «могучую, святую любовь к народу». Некрасов как «певец народа, певец его горя и страданий» своей поэзией «зажигал эту могучую любовь к народу и воспламенял ненавистью к его притеснителям». Сбор подписей происходил в Клубе художников перед окончанием вечера, данного в пользу студентов акушерских курсов. 12 февраля 1877 г. по распоряжению Александра II Клуб художников был закрыт (Е. А. Гитлиц. Адрес Н. А. Некрасову революционного студенчества в 1877 году. — «Некрасовский сборник», III. М.—Л., 1960).

    2 По требованию цензуры из № 2 Отеч. записок был изъят рассказ Салтыкова «Чужую беду — руками разведу» (см. в наст. изд. т. 12, стр. 555—579, 729—730). Переработанную редакцию этого рассказа, в котором смягчены наиболее опасные в цензурном отношении места и сделан ряд сокращений, Салтыков напечатал в (1880, № 12) под названием «Чужой толк».

    3 которую дал Тургенев в своем романе.

    Разделы сайта: