• Приглашаем посетить наш сайт
    Ахматова (ahmatova.niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1830"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Указатель личных имен и названий периодической печати (критика и публицистика)
    Входимость: 11. Размер: 138кб.
    2. Современная идиллия. Глава 6.
    Входимость: 4. Размер: 40кб.
    3. Пошехонская старина. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 74кб.
    4. Мелочи жизни. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 84кб.
    5. Макашин С.: О Пошехонской старине.
    Входимость: 2. Размер: 51кб.
    6. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Глава 2. Часть 1.
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    7. Письма. Приложения. II. Из служебных бумаг Салтыкова. 2. О волнениях крестьян Трушниковской волости...
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    8. Насущные потребности литературы
    Входимость: 1. Размер: 104кб.
    9. Два отрывка из "Книги об умирающих"
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    10. Письма о провинции. Письмо десятое
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    11. Письмо Салтыковым Д.Е. и А.Я. 1 октября 1854. Вятка
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    12. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Глава 2. Часть 2.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    13. Пошехонские рассказы. Вечер первый. По Сеньке и шапка
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    14. Благонамеренные речи. Непочтительный Коронат
    Входимость: 1. Размер: 83кб.
    15. Московские письма
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    16. Круглый год. Первое июля
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    17. Современная идиллия
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    18. Короленко В.Г.: О Щедрине
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    19. Письмо Салтыкову Д.Е. 13 октября 1855. Вятка
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    20. Недоконченные беседы. Глава II
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    21. Убежище Монрепо. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 109кб.
    22. "Говоря по правде, положение русского литератора..."
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    23. Письма. Указатель-словарь адресатов
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    24. Дневник провинциала в Петербурге. Глава 2.
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    25. В среде умеренности и аккуратности. Господа Молчалины. Глава IV
    Входимость: 1. Размер: 111кб.
    26. Ковалевская Софья: М. Е. Салтыков (Щедрин)
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    27. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    28. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Глава 10. Часть 1.
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    29. Наши бури и непогоды
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    30. Пошехонские рассказы. Вечер четвертый. Пошехонские реформаторы
    Входимость: 1. Размер: 67кб.
    31. Помпадуры и помпадурши. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 41кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Указатель личных имен и названий периодической печати (критика и публицистика)
    Входимость: 11. Размер: 138кб.
    Часть текста: "Современник" и "Дело" - 299, 302-304, 306, 308, 310-315, 317, 318, 345, 541, 556-559, 673, 607. "Варенька. Рассказ Ивана Васильевича" - 303, 556. "Иванов" - 556. "Меж двух огней" - 299, 302-311, 556-558, 573, 607; Благолепов - 557; Камышлинцев - 304-310, 557; Мытищев - 305, 310; Мытищева Ольга - 307, 308. "Мещанская семья" - 311, 312, 315, 318, 541, 557-559. "Подводный камень" -303, 556, 558. "Романы и повести" - 556. "Тамарин" -303, 556. "Тетрадь из записок Тамарина" - 555. Авенариус Василий Петрович (1839- 1923), беллетрист, автор "антинигилистических" произведений, впоследствии - детский писатель - 46, 70, 237-240, 254, 284, 475, 488, 533, 534, 540, 551, 558, 568. "Бродящие силы" - 237, 284, 475,488, 533-535, 551, 558, 568. "Поветрие" - 237, 475, 488, 533-535,540. "Современиая идиллия" -237, 488, 533, 535. "Ты знаешь край" - 535. Аверкиев (у Салтыкова - Фрол Скобеев) Дмитрий Васильевич (1836-1905), драматург, беллетрист и критик; сотрудничал в журнале "Эпоха" - 102, 103, 496, 559....
    2. Современная идиллия. Глава 6.
    Входимость: 4. Размер: 40кб.
    Часть текста: разума у нас нет. Как вы, други милые, полагаете, отчего?" Но так как новгородцы, вместо ответа, только почесали в затылках, то Гадюк продолжал: "А я так знаю отчего. Оттого, други милые, что хоть и учат нас варяги уму-разуму, но методы правильной у них нет. Грабят - не чередом, убивают - не ко времени, насилуют - не по закону. Ну, и выходит, что мы ихней науки не понимаем, а они растолковать ее нам не могут или не хотят. Так ли я, братцы, говорю?" Дрогнули сердца новгородцев, однако поняли вольные вечевые люди, что Гадюк говорит правду, и в один голос воскликнули: "Так!" - "Так вот что я надумал: пошлемте-ка мы к варягам ходоков и велим сказать: господа варяги! чем набегом-то нас разорять, разоряйте вплотную: грабьте имущества, жгите города, насилуйте жен, но только, чтоб делалось у нас все это на предбудущее время... по закону! Так ли я говорю?" Опять дрогнули сердца новгородцев, но так как гадюкова правда была всем видима, то и опять все единогласно воскликнули: "так!" Тогда выступил вперед старейшина Гостомысл и вопросил: "А почему ты, благонамеренный человек Гадюк, полагаешь, что быть ограбленным по закону лучше, нежели без закона?" На что Гадюк ответил кратко: "Как же возможно! по закону или без закона! по закону, всем ведомо - лучше!" И подивились новгородцы гадюковой мудрости и порешили: призвать варягов и предоставить им города жечь, имущества грабить, жен насиловать - по закону! Сказано - сделано. Прибыли из-за моря три князя: Рюрик - в Новгород, Синеус - в Ладогу, Трувор - в Изборск. Приехали и легли с дороги спать. Только спят они и видят во сне все трое один и тот же ряд картин, прообразующих будущие судьбы их нового отечества. Сначала удельный период - князья жгут; потом татарский период - татары жгут; потом московский период - жгут, в реке топят и в синодики записывают; потом самозванщина - жгут, кресты целуют, бороды друг у дружки по волоску выщипывают; ...
    3. Пошехонская старина. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 74кб.
    Часть текста: между 15 и 25 августа 1887 года в Серебрянке (дата последней доработки рукописей 1883 г., относившихся к «Пошехонским рассказам»; см. об этом ниже и в статье). Сохранилось пять рукописей — четыре черновых (№ 236—239— автографы) и наборная (№ 240, рукой Е. А. Салтыковой, с поправками автора). Первая рукопись (№ 236), датируемая декабрем 1883 года — фактически начало не хроники «Пошехонская старина», а рассказа «об обстановке дворянского дома и воспитании дворянского сына в былые годы» из цикла «Пошехонские рассказы». Заглавие рукописи: «Пошехонские рассказы. Вечер шестой. Пошехонская старина». Материал рассказа, переработанный и дополненный в 1886—1887 годах, образовал I, II, III и, отчасти, V главы «Пошехонской старины». Текст рукописи печатается в наст. томе в разделе Из других редакций. Вторая рукопись (№ 237), незавершенная, в первом своем слое также относится еще не к хронике, а к рассказу «об обстановке дворянского дома...» и, по-видимому, датируется в этом слое тем же декабрем 1883 года. Ее первоначальное заглавие повторяет заглавие первой рукописи (см. выше). Авторская правка рукописи образует в ней второй слой текста. Он «переводит» «Пошехонский рассказ» в начало хроники «Пошехонская старина». В процессе этой правки, сделанной, видимо, в августе — сентябре 1866...
    4. Мелочи жизни. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 84кб.
    Часть текста: историческое творчество иссякло, перспективы будущего исчезли в непроницаемом мраке, идеалы исчерпали себя: "в самой жизни человеческих обществ произошел как бы перерыв", "прекратилось русловое течение жизни". Жизнь всецело погрузилась в мутную тину "мелочей". Вскоре после запрещения "Отечественных записок" Салтыков писал: "...чем больше я думаю о предстоящей литературной деятельности, тем более сомневаюсь в ее возможности. Собственно говоря, ведь писать не об чем. Легко сказать: пишите бытовые вещи, но трудно переломить свою природу" (Н. К. Михайловскому 11 августа 1884 г.). "Надо новую жилу найти, а не то совсем бросить" (ему же - 17 ноября 1884 г.). Салтыков, естественно, не мог и не стал "переламывать свою природу". Однако "новую жилу" он все же, действительно, нашел. В "Мелочах жизни" ему удалось создать новый, особый сплав острой публицистической "манеры", характерной для таких высших достижений его творчества, как "Письма к тетеньке" или "За рубежом", с глубиной и совершенством социально-психологического реализма "Господ Головлевых", многих ...
    5. Макашин С.: О Пошехонской старине.
    Входимость: 2. Размер: 51кб.
    Часть текста: Оно совмещает в себе три слоя: "хронику" или "житие" - повесть о детстве (предполагалось и о юности) на автобиографической основе; историко-бытовую панораму - картины жизни в помещичьей усадьбе, при крепостном праве и публицистику - суд писателя-демократа над крепостническим строем и обличение духа крепостничества в идеологии и политике России 80-х годов прошлого века. Первые два слоя даны предметно (сюжетно). Последний содержится в авторских "отступлениях", кроме того, он задан в подтексте произведения, заключен в идейной позиции автора. Русская литература XIX века знает несколько автобиографических повествований о детстве, признаваемых классическими. "Пошехонская старина" - одно из них. Хронологически она занимает место после "Семейной хроники" и "Детских годов Багрова внука" С. Аксакова и "Детства" и "Отрочества" Л. Толстого и предшествует "Детству Темы" Н. Гарина-Михайловского. Не уступая названным произведениям в художественной силе и яркости красок (хотя и крайне суровых тонов), салтыковская "хроника" отличается от них глубиною своего социального критицизма, пронизывающего все повествование. С этой особенностью "хроники" связано и принципиально иное, чем у названных писателей, отношение Салтыкова к автобиографическому материалу. Он используется не только и не столько для субъективного раскрытия собственной личности, душевного мира и биографии повествователя, сколько для объективного обозрения изображаемой социальной действительности и суда над нею. Повествование ведется в форме рассказа ("записок") пошехонского дворянина Никанора Затрапезного о своем "житии", - собственно лишь о детстве. В специальном примечании, начинающем произведение,...
    6. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Глава 2. Часть 1.
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    Часть текста: чувствовал себя сыном ее..." Эти автобиографические строки, написанные Салтыковым сорок лет спустя, открывают сатирический очерк "Дети Москвы"; в них ощущается скрытая ирония. Однако несомненно, что Салтыков в самом деле всегда тяготел к Москве. Сильное чувство "культа к Москве" овладело юным "питомцем славы" в первый же год обучения в Дворянском институте. Культ этот доходил до того, что и позднее, уже ставши воспитанниками Царскосельского лицея, молодые москвичи (среди них были и Михаил Салтыков, и его приятель по Дворянскому институту и лицею Иван Павлов), когда летом разъезжались на каникулы по домам, в свои "дворянские гнезда", "всякий раз, приближаясь к Москве, требовали, чтоб дилижанс остановился на горке, вблизи Всесвятского  1 , затем вылезали из экипажа и целовали землю...". 1 Старинное село вблизи Москвы, на Петербургской дороге. Действительно, Салтыков знал Москву с детских лет, побывав в ней впервые, по-видимому, еще в пятилетнем возрасте. Москва детских впечатлений Салтыкова - Москва улочек, переулков, небольших, чаще всего деревянных особнячков и церквушек старого Арбата, Москва средне- и мелкодворянского быта, столь красочно описанного в "московских главах" "Пошехонской старины". Здесь, в Арбатской части (Москва в то время была разделена на так называемые "части"), сначала в Хлебном, а потом в Большом Афанасьевском переулках жил в собственном доме "дедушка" Михаил Петрович Забелин. Был еще один слой русского дворянства, складывавшийся как раз в тридцатые годы прошлого века, слой, который мы теперь назвали бы интеллигенцией. Они, эти скромные, еще мало кому известные литераторы, поэты, философы, чаще всего студенты или бывшие студенты Московского университета, тоже нередко обитали в арбатских переулках. И даже в том самом Большом Афанасьевском переулке, где стоял дом Михаила Петровича Забелина,...
    7. Письма. Приложения. II. Из служебных бумаг Салтыкова. 2. О волнениях крестьян Трушниковской волости...
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: ревизии 1 крестьяне до сих пор не наделены; нынешний надел произведен еще по генеральному межеванию 2 , и тогда, конечно, был достаточен, но в настоящее время в некоторых селениях едва-едва приходится на душу от двух до трех десятин удобной земли; это самое, вероятно, и понудило крестьян делать в свободных казенных землях расчистки, которые впоследствии были введены в состав Камской оброчной статьи. 3-е. Земля, находящаяся во владении крестьян, самого посредственного качества; хлеба родятся едва-едва сам-третей, а большею частью сам-друг и сам-друг с половиной; сенокосов хороших нет вовсе, ибо все почти крестьянские сенокосы лежат по болотистым местам, а лучшие луга, понимаемые весенним разливом реки Камы, введены в состав оброчной статьи и из пользования крестьян изъяты; само собою разумеется, что при недостатке лугов скотоводство крестьян находится в самом жалком положении, а от этого необходимо должно страдать и самое хлебопашество. 4-е. Промыслы, которыми занимаются крестьяне для заработки денег, потребных на уплату податей, заключаются в выработке и поставке угля для соседних железоделательных заводов купца Малинова, в поставке дров для солеваренных заводов Пермской губернии и в занятии бурлачеством по реке Каме. 5-е. Выгоды, приобретаемые этими промыслами, так незначительны, что вырабатываемых денег едва достаточно на уплату государственных податей за семейства, состоящие нередко из трех и четырех душ при одном работнике, на прокормление самих работников во время отсутствия из дома и на покупку самых необходимых домашних потребностей, как-то соли и пр. Соображая все объясненное выше, я, с своей стороны, нахожу, что причины, побудившие крестьян к возмущению, заключаются в следующем: а) В самом положении крестьян, которое, действительно, представляется столь бедственным, что с первого взгляда обращает на себя...
    8. Насущные потребности литературы
    Входимость: 1. Размер: 104кб.
    Часть текста: свои недавние неудачи и отомщая их, торжествующая легковесность не довольствуется столь тощим результатом, как простое безмолвие. В самом молчании она начинает видеть протест и заподозривает "вредное направление". Мало, что литература не говорит; нужно, чтоб она приходила в энтузиазм или в негодование, смотря по тому, на какое из этих проявлений имеется требование на рынке. Поборников уличных воззрений на литературу и ее призвание в обществе становится все больше и больше; они распложаются как головастики в тихих и забытых водах. Но, сознавая себя многочисленными и сильными, они не почерпают в этом сознании ни терпимости относительно чужих мнений, ни даже равнодушия, а почерпают только вящую злобу и притязательность. "Передайте журналистам, - писал Наполеон 1-й к Фуше, - что я буду судить о них не по тем вредным мыслям, которые они будут высказывать, а по тому отсутствию благонамеренности, которой они не выскажут" (Lanfrey. Hist. de Napoleon 1-er. Т. III, ch. V). Эти чудовищные слова составляют весь кодекс легковесности, которая любит ссылаться на сильные авторитеты во всех случаях, когда идет речь о стеснениях. Что такое упоминаемая здесь "благонамеренность"? Это, очевидно, согласие истин, высказываемых литературою, с истинами, провозглашаемыми улицей. Скажем более: это не только согласие, а просто-напросто подчинение первых последним. Учение об авторитетах переворачивается вверх ногами; вопреки всем преданиям, не толпа идет за авторитетом литературы, но от литературы требуется, чтобы она шла слепо за авторитетом уличной недальновидности, колебаний и переменчивости. Нигилизм, горший всех доселе открытых сортов нигилизма. И вот к такому-то нигилизму хотят привести русскую литературу...
    9. Два отрывка из "Книги об умирающих"
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    Часть текста: ли гул многолюдного города, не устающего от забот даже в поздний вечерний час, вздох ли это бедных странников моря житейского, для которых не припасено в этом мире пухового изголовья, или же просто-напросто шлепанье крупных капель дождя о крыши домов... Господи! один этот звук может иссосать сердце тоскою! В комнате темно и холодно; на некрашеной деревянной кровати, покрытой затасканною, почти побелевшею серою шинелью, лежит длинный и исхудалый старик, которого лицо нам как будто знакомо. Да, вот те самые длинные и седые усы, составлявшие некогда гордость и украшение Белобородовского гусарского полка; вот те серые глаза, которых проницательный взор наводил трепет и уныние на сердца слабонервных жидов; вот и ястребиный нос — несомненное доказательство, что обладатель его должен принадлежать к породе хищников... Нет сомнения, это он... это Живновский! Да, это Живновский... но как он исхудал и переменился! Он все еще без умолку говорит, но какая разница против прежнего! Прежде голос вылетал из его груди подобно звуку...
    10. Письма о провинции. Письмо десятое
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    Часть текста: безвыходно живем в атмосфере, ими насыщенной. По временам бесплодность подобных задач делается для нас более или менее ясною, но едва начинают они настоящим образом умирать, как вновь откуда-то является убеждение в их необходимости, и с новою энергией они заявляют о своем существовании. Пускай одни утверждают, что главный двигатель производительности есть капитал; пускай другие приписывают это труду, третьи — знанию, усовершенствованным способам производства, равномерному участию в прибылях и т. д. Мы, жители провинции, стоим на одном: что производительность возрастает и упадает единственно по мере того, как возрастает и упадает строгость. Проще не может быть. Надо сказать, впрочем, правду, что характер строгости подвергся в последнее время значительному изменению. Когда-то в провинциях наших господствовала строгость простодушная. Были такие счастливчики, которым стоило выйти на улицу, чтоб сказать себе: «Все мое! и стихии мои! и все, что множится, растет и дышит при содействии этих стихий, — все мое!» Некоторые до того простирали свою строгость, что даже говорили: «моя наука, мой климат» и т. д., и никому не приходило в голову возражать против таких похвальных слов. Эта беспрекословность порождала уверенность, уверенность же, с своей стороны, значительно смягчала проявления строгости. Теперь против прежнего сделалось гораздо обременительнее. Тот же счастливчик выходит на улицу и уже сомневается: точно ли все его? Но так как прежнее вожделение еще не остыло, то необходимость признать известную долю конкретности за тем, в чем предполагалась лишь способность мелькать или метаться, невольным образом вносит во все властные отношения какой-то желчно-завистливый, почти что мстительный характер. Прежняя добродушная строгость уже не удовлетворяет потребностей времени; мерещится что-то вроде прекрасного...