• Приглашаем посетить наш сайт
    Техника (find-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1934"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Стихотворения
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    2. Макашин С.: Письма Салтыкова.
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    3. Сон в летнюю ночь
    Входимость: 2. Размер: 118кб.
    4. Ковалевская Софья: М. Е. Салтыков (Щедрин)
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    5. Насущные потребности литературы
    Входимость: 2. Размер: 104кб.
    6. Невинные рассказы. Утро у Хрептюгина
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    7. Наша общественная жизнь. I. Январь — февраль 1863 года
    Входимость: 2. Размер: 85кб.
    8. Смерть Пазухина. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    9. Письмо Анненкову П.В. 19 мая 1861. Тверь
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    10. Сказание о странствии и путешествии... инока Парфения (примечания)
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    11. Еще скрежет зубовный
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    12. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Краткая библиография
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    13. Макашин С.А.: Вводная заметка к тому с критикой и публицистикой
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    14. Несколько полемических предположений
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    15. Из других редакций. Дополнение к "Известию из Полтавской губернии"
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    16. Наша общественная жизнь. II. Март 1863 года
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    17. Современные призраки
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    18. Наша общественная жизнь. V. Сентябрь 1863 года
    Входимость: 1. Размер: 123кб.
    19. Культурные люди. Книга о праздношатающихся
    Входимость: 1. Размер: 77кб.
    20. Господа ташкентцы. Они же
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    21. Недоконченные беседы. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    22. Невинные рассказы. Святочный рассказ
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    23. Дополнительные письма к тетеньке.
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    24. Признаки времени. Новый Нарцисс, или Влюбленный в себя
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    25. Стихотворения Кольцова
    Входимость: 1. Размер: 86кб.
    26. Из других редакций. Еще по поводу "Заметки из Полтавской губернии"
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    27. Письма. Указатель-словарь адресатов
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    28. Сатиры в прозе. Госпожа Падейкова
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    29. Современная идиллия. Глава 3.
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    30. Запутанное дело. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    31. В деревне
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    32. В больнице для умалишенных. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    33. Дневник провинциала в Петербурге. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    34. Хорошие люди
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    35. Невинные рассказы. Миша и Ваня
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    36. Несколько слов по поводу "Заметки, помещенной в октябрьской книжке "Русского вестника" за 1862 год
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    37. Сатиры в прозе. Наш губернский день. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    38. Письма о провинции. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    39. Покусаев Е.И.: М. Е. Салтыков-Щедрин (Очерк творчества). Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    40. Письмо Гаршину В.М. 10 февраля 1880. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    41. Современная идиллия. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    42. Признаки времени. Наш "savoir vivre"
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    43. Невинные рассказы. Гегемониев
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    44. Два отрывка из "Книги об умирающих"
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    45. Невинные рассказы. Для детского возраста
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    46. Сатиры в прозе. К читателю
    Входимость: 1. Размер: 138кб.
    47. Господа ташкентцы. Ташкентцы приготовительного класса. Параллель третья (примечания)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    48. Из других редакций. Известие из Полтавской губернии
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    49. Писарев Д.И.: Цветы невинного юмора
    Входимость: 1. Размер: 115кб.
    50. Письмо Елисееву Г.З. После 6 марта 1880. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Стихотворения
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    Часть текста: исчезло упоенье!") Вечер Из Байрона ("Когда печаль моя, как мрачное виденье") Зимняя элегия Московские песни об искушениях и невинности Музыка Наш век (Отрывок) Весна (Из моих отрывков) СТИХОТВОРЕНИЯ В автобиографической записке 1878 года Салтыков сообщал, что еще в первом классе лицея "почувствовал решительное влечение к литературе, что и выразилось усиленною стихотворною деятельностью". Некоторые из своих поэтических юношеских опытов Салтыков тогда же напечатал. Но большая часть стихотворений осталась, по-видимому, неопубликованной и не дошла до нас. Не сохранилось и самое крупное стихотворное произведение Салтыкова - неоконченная трагедия "Кориолан" (написана не позже 1844 г.), о которой писатель отзывался, по свидетельству Н. А. Белоголового, "с большим сарказмом", как, впрочем, и обо всем своем поэтическом творчестве ["М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников", стр. 610]. В настоящее время достоверно принадлежащими Салтыкову считаются всего...
    2. Макашин С.: Письма Салтыкова.
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    Часть текста: своего содержания. Письма Салтыкова — первейший, во многих случаях единственный, источник для установления фактов биографии писателя, для характеристики его личности, взглядов, его творческого пути. Они позволяют заглянуть во внутренний мир автора «Истории одного города» и «Господ Головлевых», уяснить его суровый образ, соприкоснуться с драматизмом его судьбы. Сверх того, многие письма имеют всю цену первоклассных исторических документов эпохи, особенно в сфере общественно-политической и духовной жизни. Наконец, письма великого художника, каким был Салтыков, интересны и важны не только извлекаемым из них познавательным материалом. Они имеют и самостоятельную ценность. Иные из них приближаются по своему содержанию, стилистической манере и языковому совершенству к страницам салтыковской прозы и публицистики, блещут всеми их красками и читаются с таким же интересом, как и произведения писателя. И они всегда исполнены ума и проницательности, глубокой и сильной мысли. Недаром Тургенев, не раз восхищавшийся эпистолярными посланиями Салтыкова, писал ему однажды: «Петр Великий, говорят, когда встречал умного человека, целовал его в голову; я хоть и не Петр и не Великий — а, прочитав Ваше письмо от 30-го ноября <1875 г.>, охотно бы облобызал Вас, любезнейший Михаил Евграфович...» 2 -------------- 1 «М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников». М., Гослитиздат, 1957, с. 594. 2 И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах. Письма,...
    3. Сон в летнюю ночь
    Входимость: 2. Размер: 118кб.
    Часть текста: юбиляр зарыдал, и многим послышалось, что он сквозь всхлипывание произнес слово: «наплевать!» После чего мы разошлись по домам. Впрочем, за исключением этой маленькой неловкости, все шло как по маслу. Юбилей, о котором идет речь, был устроен нами в честь нашего департаментского помощника экзекутора (кажется, что он в то же время пользовался титулом главноуправляющего клозетами). Нынче вообще в ходу юбилеи. Сначала праздновали юбилеи генералов, отличавшихся в победах неодолением, потом стали праздновать юбилеи действительных статских советников, выказавших неустрашимость в перемещениях и увольнениях, а наконец, дошла до нас весть, что департамент «Всеобщих Умопомрачений» с успехом отпраздновал юбилей своего архивариуса. Вот тогда-то мы, чиновники департамента «Препон», и решили: немедленно привлечь к ответственности по юбилейной части почтеннейшего нашего помощника экзекутора, Максима Петровича Севастьянова. Севастьянов, по правде сказать, совсем даже позабыл, что 15 июля 1875 года минет пятьдесят лет с тех пор, как он облачен в вицмундир министерства «Препон и Неудовлетворений», и тридцать с той минуты, как он доверием начальства был призван на пост помощника экзекутора, к обязанности которого главнейшим...
    4. Ковалевская Софья: М. Е. Салтыков (Щедрин)
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    Часть текста: но не походят друг на друга. Если нет дождей, если летом стоит исключительная жара - все высыхает, все сожжено. Черная и жирная земля наша - знаменитый русский чернозем - покрывается коркой твердой, как камень. Тогда нельзя рассчитывать даже на средний урожай, и осенью с трудом можно засеять поля. Иногда неудачные годы идут подряд - одно лето, другое, третье, пятое. Тогда наступает настоящее разорение. Голод и отчаянье во всей стране. Наконец, наступает хороший год, когда дожди падают в изобилии. Тогда земля обнаруживает мощь и плодородие изумительное. Достаточно только засеять поля, чтобы через несколько недель получить урожай сторицей. Приходится скликать рабочих со всех концов России, чтобы собрать слишком обильную жатву. Все закрома, все амбары в стране переполнены. Всегда остается пшеница, которую некуда девать. Коротко говоря, урожай одного счастливого года вполне вознаграждает земледельца за все потери долгих неудачных годов. Если проследить различные периоды развития литературы в России, то, кажется, действительно можно установить {299} явление того же порядка. Ее история в нашей стране еще не слишком длинна. Она едва насчитывает два столетия. Тем не менее, всякий, изучающий эту историю на протяжении столь короткого времени, не может не быть поражен контрастом между эпохами великой скудости и поражающим плодородием. Годы, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за годом 1825, производят впечатление годов наиболее благоприятных для рождения гениальных писателей. Тургенев, Достоевский, Толстой, Некрасов, Гончаров, Салтыков (Щедрин) и г-жа Крестовская 2...
    5. Насущные потребности литературы
    Входимость: 2. Размер: 104кб.
    Часть текста: ни споры, ни возражения, а допускается лишь простое утверждение грубых уличных истин, вроде проповедуемых современными беллетристическими знаменитостями, но и это начинает казаться уже недостаточным. Памятуя свои недавние неудачи и отомщая их, торжествующая легковесность не довольствуется столь тощим результатом, как простое безмолвие. В самом молчании она начинает видеть протест и заподозривает "вредное направление". Мало, что литература не говорит; нужно, чтоб она приходила в энтузиазм или в негодование, смотря по тому, на какое из этих проявлений имеется требование на рынке. Поборников уличных воззрений на литературу и ее призвание в обществе становится все больше и больше; они распложаются как головастики в тихих и забытых водах. Но, сознавая себя многочисленными и сильными, они не почерпают в этом сознании ни терпимости относительно чужих мнений, ни даже равнодушия, а почерпают только вящую злобу и притязательность. "Передайте журналистам, - писал Наполеон 1-й к Фуше, - что я буду судить о них не по тем вредным мыслям, которые они будут высказывать, а по тому отсутствию благонамеренности, которой они не выскажут" (Lanfrey. Hist. de Napoleon 1-er. Т. III, ch. V). Эти чудовищные слова составляют весь кодекс легковесности, которая любит ссылаться на сильные авторитеты во всех случаях, когда идет речь о стеснениях. Что такое упоминаемая здесь "благонамеренность"? Это, очевидно, согласие истин, высказываемых литературою, с истинами, провозглашаемыми улицей. Скажем более: это не только согласие, а просто-напросто подчинение первых последним. Учение об авторитетах переворачивается вверх ногами; вопреки всем преданиям, не толпа идет за авторитетом литературы, но от литературы требуется, чтобы она шла слепо за авторитетом уличной недальновидности, колебаний и переменчивости. Нигилизм, горший всех доселе открытых сортов нигилизма. И вот к такому-то нигилизму...
    6. Невинные рассказы. Утро у Хрептюгина
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    Часть текста: и водка. Гнусова ( пожилая женщина , одета в черное шелковое платье ; на плечах у нее желтая шаль ; на голове чепец. При открытии занавеса она занимается приготовлением закуски ). Шутка сказать, скоро одиннадцатый час, а он еще дрыхнет! И не убьет же бог громом этакого аспида! По естеству-то, ему бы теперь на босу ногу бегать да печки затоплять, ан он вот валяется... Да и спать ведь не спит, а именно валяется, потому, дескать, что в Питере благородные люди таким манером делают. ( Задумывается .) Вот я и благородная, и муж титулярным советником был... так хоть бы за стол с собой посадили, и того нет! СЦЕНА II Гнусова и Понжперховский (видный мужчина, в военном сюртуке; усы нафабрены и тщательно завиты, волосы на голове приглажены; вертляв и занят собой; говорит с сильным акцентом). Понжперховский. Иван Онуфрич не вставали? Гнусова. Где же ему встать, батюшка! Понжперховский. Это лучше-с; я, признаюсь вам, даже не люблю, когда ваш Онуфрич перед глазами торчит... Поговорить можно и без него, выпить и закусить тоже-с... Гнусова. Конечно, сударь! Понжперховский. Я вам доложу, ...
    7. Наша общественная жизнь. I. Январь — февраль 1863 года
    Входимость: 2. Размер: 85кб.
    Часть текста: периодические очерки о ходе нашей общественной жизни, мы считаем не лишним предварить читателей, что нас будет занимать не петербургская собственно жизнь с ее огорчениями и увеселениями, с ее мероприятиями и мероизъятиями, но общий характер русской общественной жизни в ее величественном и неторопливом стремлении к идеалу. В этом случае нас руководит то соображение, что петербургским читателям нашим все увеселения и мероприятия Северной Пальмиры известны лучше, нежели нам самим, по тем последствиям, которые они оказывают на их бока; что же касается до читателя провинциального, то ему решительно все равно, чем увеселяется и что извергает из себя Петербург. Читатель провинциальный живет совершенно иною жизнью; она не распадается в глазах его на мелочные подробности, но представляется в одном общем фокусе, доходит до слуха его, как общий гул, в котором он стремится уловить господствующую ноту. В этой-то именно ноте он и ищет настоящего, действительного жизненного установа. Какое ему дело до того, например, что такого-то числа Петербург был осчастливлен прибытием композитора Верди, который самолично дирижировал оркестром во время и представления новой его оперы «Сила судьбы», или до того, что в Михайловском театре дается драма «Les beaux messieurs de Bois-Doré» 1 , в которой г-жа Стелла-Колас оказывается...
    8. Смерть Пазухина. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    Часть текста: как и черновая — «Губернские очерки. Царство смерти. Комедия в 4-х действиях», — затем получившей заголовок «Конец венчает дело», в свою очередь зачеркнутый и замененный еще одним названием, которое стало окончательным, — «Смерть Пазухина». Переработка «Царства смерти» в «Смерть Пазухина» сопровождалась значительными сокращениями текста. Ряд сокращений был вызван частичным изменением замысла и отражал новые требования автора к структуре произведения, так, например, были значительно сжаты сцены бытового характера, замедлявшие действие. Другая часть сокращений, по предположению В. В. Гиппиуса, имела характер приспособления к цензуре: исключены были, например, упоминания о государе, о пьянстве и воровстве в армии, о роли третьего сословия, о мошенничестве откупщиков (см. «Царство смерти», действие 1, сцены III, IV, VII, IX, стр. 422, 424, 428) и т. п. Переделав «Царство смерти» в «Смерть Пазухина», Салтыков использовал часть отброшенного материала действия 1 для самостоятельной сцены «Утро у Хрептюгина» (см. в т. 3 наст. изд.). Текст сцены вырабатывался на писарской копии действия 1 «Смерти Пазухина» (начиная с л. 24 рукописи). Подробную характеристику авторской работы над переделкой «Царства смерти» в «Смерть Пазухина» см. в текстологическом комментарии В. В. Гиппиуса в т. 4 изд. 1933—1941 гг. (стр. 477—489). В настоящем издании «Смерть Пазухина» печатается по тексту «Русского вестника» с проверкой по рукописным источникам. В разделе «Из других редакций» впервые полностью печатается первоначальная редакция пьесы — «Царство смерти».   Документальных данных о времени написания «Смерти Пазухина» не имеется. Но хронологические рамки этой работы определяются довольно точно. Пьеса не могла быть написана раньше рассказа «Жених». В рассказе (и еще раньше в «Губернских очерках») уже упоминается купец Пазухин, но упоминание это еще...
    9. Письмо Анненкову П.В. 19 мая 1861. Тверь
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: будет брать такую для себя. Итак мой совет Вам следующий: во всяком случае, приезжайте в Тверь во вторник, и во вторник же утром я возьму для Вас билеты на пароходе на среду до Симбирска; если можно, в каюте на двух и одно место во втором классе; если же пароход будет плоскодонный, то возьму просто два билета в 1-м классе, и супруга Ваша будет в дамской каюте. Отпишите мне, пожалуйста, с почтой в воскресенье, как Вы признаете мое предположение 1 . Ожидаю Вас с величайшим нетерпением, тем более что Вы пишете о разных литературных невзгодах 2 , которых я совсем не знаю, а между тем собираюсь послать одну штуку 3 и желал бы наперед знать, чего держаться. В Петербурге ли Некрасов? Весь ваш М. Салтыков . Тверь. 19 мая 1861 г. На конверте: Его высокоблагородию Павлу Васильевичу Анненкову. В Москве, на Кузнецком мосту, в гостинице «Россия». Почтовые штемпеля: Тверь 19 мая 1861; Москва 20 мая 1861. Помета П. В. Анненкова карандашом: Салтыков 1861. Примечания Печатается по подлиннику: ИРЛИ, ф. 366, оп. 3, № 2, лл. 4—6. Впервые опубликовано: Письма, стр. 25.   1 «Предположение» было одобрено, и Анненков с супругой приехали в Тверь во вторник 23 мая. Уже из Симбирска Анненков писал Тургеневу 4 июня: «В Твери нас встретил Салтыков и устроил пароход, накормив превосходным ...
    10. Сказание о странствии и путешествии... инока Парфения (примечания)
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    Часть текста: к материалу древней русской письменности и к определенным фольклорным источникам, а именно к духовным стихам. Соответственно сокращены и ослаблены, по сравнению с первоначальной редакцией, общие одобрительные отзывы о записках Парфения. Другое существенное отличие — отсутствие во второй редакции критики западнического — «раздражительно-желчного» — воззрения на русскую народность, имеющейся в редакции первоначальной. К этому направлению Салтыков склонен был в некоторой мере относить и себя. В основном корпусе настоящего издания печатается вторая редакция статьи. В разделе Из других редакций впервые полностью воспроизводится текст первоначального слоя рукописи. (В публикации 1937 г. приведено лишь несколько важнейших вариантов рукописного текста.) Статья о «Сказании ... инока Парфения» отражает один из начальных этапов работы Салтыкова по «исследованию» духовной жизни русского народа — его мировоззрения и психологии. Для характеристики идейных позиций писателя периода его вхождения в «большую литературу», периода «Губернских очерков», это такой же важный документ, как и несколько более ранняя статья «Стихотворения Кольцова» (см. выше). «Сказание ... инока Парфения», напечатанное в четырех книгах-частях в Москве первым изданием в 1855 г. и вторым в 1856 г., принадлежало к числу «обличительных» сочинений против «раскола». Автор «Сказания...», сын русских старообрядцев за границей, занимавший видное место в старообрядчестве, потом вышел из «раскола», через несколько лет постригся в монахи в одном из православных ...