• Приглашаем посетить наш сайт
    Литература (lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1958"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Прозоров В.В.: Салтыков-Щедрин М. Е. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 3. Размер: 52кб.
    2. Тихое пристанище. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    3. Больное место
    Входимость: 1. Размер: 92кб.
    4. Наша общественная жизнь. VI. Ноябрь 1863 года
    Входимость: 1. Размер: 109кб.
    5. Скабичевский А.М.: Г. Щедрин как современный гениальный писатель
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    6. Покусаев Е.И.: М. Е. Салтыков-Щедрин (Очерк творчества). Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    7. В больнице для умалишенных. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    8. Господа ташкентцы. Что такое "Ташкентцы"
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    9. Письмо Краевскому А.А. 20 января 1878. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    10. Письмо Нефедову Ф.Д. 30 июня 1882. Ораниенбаум
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    11. Добролюбов Н.А.: "Губернские очерки"
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    12. Сатиры в прозе. Погоня за счастьем (комедия)
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    13. Макашин С.А.: Вводная заметка к тому с критикой и публицистикой
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    14. Убежище Монрепо. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    15. Письмо Михайловскому Н.К. 29 июня 1881. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    16. Письмо Лихачеву В.И. 17 декабря 1887. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    17. Письма. Указатель-словарь адресатов
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    18. Глуповское распутство
    Входимость: 1. Размер: 114кб.
    19. Дневник провинциала в Петербурге. Глава 6.
    Входимость: 1. Размер: 83кб.
    20. Дневник провинциала в Петербурге. Глава 8.
    Входимость: 1. Размер: 85кб.
    21. Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    22. Пошехонские рассказы. Вечер второй. Audiatur et altera pars
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    23. Покусаев Е.И.: М. Е. Салтыков-Щедрин (Очерк творчества). Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    24. Указатель личных имен и названий периодической печати (критика и публицистика)
    Входимость: 1. Размер: 138кб.
    25. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 10.
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    26. Письмо Стасюлевичу М.М. 17 января 1889. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    27. "Бродящие силы" Авенариуса
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    28. Письма о провинции. Письмо пятое
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    29. Письмо Лазаревскому В.М. 1 августа 1879. Мыза Лебяжье
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    30. Дневник провинциала в Петербурге. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    31. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 8.
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    32. И.С. Тургенев (некролог)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    33. Убежище Монрепо. Часть 2.
    Входимость: 1. Размер: 107кб.
    34. Письмо Редактору газеты "Daily News". 31 октября 1884
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Прозоров В.В.: Салтыков-Щедрин М. Е. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 3. Размер: 52кб.
    Часть текста: все сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленными" (Собр. соч.: В 20 т.- М., 1975.- Т. 17.- С. 9; далее указываются том и страница). На всю жизнь запомнилась С. безропотность слабохарактерного, набожного отца и крутая властность матери, ее расчетливость, суровый нрав, бесконечные угрозы и наказания, касавшиеся не только крепостных, но и собственных детей. Семейные отношения позднее найдут свое художественное преломление в романе "Господа Головлевы". Крепостное Пошехонье навсегда останется в памяти С., постоянно возвращая к мысли о разлагающем действии узаконенного рабства на человеческую психологию. Среди сверстников С. выделяется живостью характера и сильной впечатлительностью. С детских лет завязалась дружба с сыном соседей-помещиков С. А. Юрьевым, будущим известным литературно-общественным деятелем, редактором-издателем журналов "Русская мысль" и "Беседа". В результате домашнего образования С. к шести годам бойко говорил по-французски и по-немецки, а вскоре был обучен крепостным живописцем и сельским священником читать и писать по-русски. Пробуждается интерес к чтению. Сложные чувства вызвало знакомство с Евангелием, наталкивавшим на мысли о пропасти между книжным словом и реальным положением дел: в книге шла речь о равенстве и людском единении, жизнь же на каждом шагу напоминала о попранных человеческих правах, о растоптанной чести. Крепостное право, напишет вскоре С, основывается на "ошеломляющей силе силлогизма": "Я человек, ты человек, следовательно, ты раб мой" (1, 334). Полтора года, проведенные в Дворянском институте в Москве (1836-1838), а затем шесть лет в Царскосельском (с 1844 г.- Александровском) лицее определили первые литературные привязанности С. На каждом...
    2. Тихое пристанище. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    Часть текста: повести — первоначальная, краткая, называвшаяся «Мастерица», и вторая, распространенная, получившая название «Тихое пристанище». Сохранились следующие рукописи «Мастерицы»: 1) черновой автограф главы I, без окончания; 2) перебеленный текст предыдущей рукописи с исправлениями и черновой автограф окончания главы I и начала II. Сохранились следующие рукописи «Тихого пристанища»: 1) черновые автографы глав II («Веригин»), VI («Услуга») и VII («Обыск») ранней редакции (название отсутствует); 2) копия I—VII глав поздней редакции (почерками Е. А. Салтыковой и неустановленного лица) — первые пять глав с правкой Салтыкова-Щедрина и со значительными авторскими вставками на полях; 3) «Город». Наборная рукопись главы I рукой Е. А. Салтыковой, с правкой автора и его пометой: «Прошу корректуру прислать мне». В настоящем издании главы I—V «Тихого пристанища» печатаются по авторизованной копии (с учетом правки, осуществленной Салтыковым, по-видимому, при подготовке главы I для публикации в «Складчине»), главы VI—VII — по черновому автографу. «Мастерица» печатается в разделе «Из других редакций» по черновому автографу первой редакции, так как текст второй редакции...
    3. Больное место
    Входимость: 1. Размер: 92кб.
    Часть текста: И действительно, «спокой» начался, но не совсем тот, на который рассчитывал Разумов. Начался «спокой» одиночного заключения, подавляющий, преисполненный безрассветной мглы, тот «спокой», который, однажды захватив человека, окружает его непроницаемой стеной, без дверей, без окон. Сидит человек за этой стеной и ни о чем другом не мыслит, кроме того, что и в нем самом, и вне его все кончилось. Несмотря на свои шестьдесят лег, Разумов был старик бодрый, румяный и сильный. Начавши трудную жизненную карьеру с должности писца в подхалнмовском земском суде, он не погряз в безыменной массе подьячих, но сумел выделиться из нее настолько выгодным образом, насколько это возможно для человека, у которого нет иной опоры, кроме замечательной деловой цепкости, споспешествуемой не менее замечательною выносливостью хребта. Разумеется, в его возвышении большую роль играл случай, который дал Разумову возможность сначала «понравиться», а потом сделаться «необходимым», но и собственной его заслуги было все-таки не мало. Трудно без особенно счастливого случая выбраться из подьяческой тьмы в излучины воинствующей бюрократии, но еще труднее не потеряться в них и не развратиться. И высокой похвалы заслуживает тот, кто не до конца погубит при этом «рассуждение», а ограничится только тем, что покорит его, поставит в пределы. Разумов вышел в отставку с хорошей пенсией, и с чином тайного советника, но не совсем по своей охоте. Напротив, это случилось в самую цветущую пору его бюрократической деятельности, когда он всего менее ожидал, что услуги его скоро уж не понадобятся. Разумов никогда не занимал вполне самостоятельного места, но, как...
    4. Наша общественная жизнь. VI. Ноябрь 1863 года
    Входимость: 1. Размер: 109кб.
    Часть текста: ВЫЗЫВАЕТ НА РАЗМЫШЛЕНИЯ. — МИЛЫЕ ШАЛУНЫ, ИЛИ «НАШ АРСЕНАЛ МИРНЫХ ГРАЖДАНСКИХ ОРУДИЙ». — ПРАВДА ЛИ, ДЕТИ, ЧТО ВЫ ПЛОХО УЧИТЕСЬ? — «НУ НЕТ, ПРЫГАТЬ Я НЕ СОГЛАСЕН!» — ВТОРОГО СОРТА ПОЛИТИКИ Я вовсе не имел намерения беседовать с читателем о нынешней выставке Академии художеств. Во-первых, я совсем не считаю себя компетентным судьей в этом деле, а во-вторых, подобного рода отчеты вообще не входят в программу моих обозрений. Но было на этой выставке одно явление, до того сосредоточившее на себя общее внимание, что обойти его значило бы показать совершенное непонимание того общественного значения, которое оно в себе заключает. Это явление — картина Ге «Тайная вечеря». Я не знаток в живописи; напротив того, признаю себя в этом отношении совершенно принадлежащим к толпе; но, быть может, именно поэтому-то картина и произвела на меня такое глубокое впечатление. Как все выходящее из ряда обыкновенного, картина породила множество самых разнообразных и противоречивых толков, но, к счастию, невежество мое спасло меня даже от поползновения прислушиваться к ним: все равно, как бы я ни прислушивался, все-таки ничего бы не понял. Если б я был знатоком, то, наверное, нашел бы в картине множество неисправностей; я сказал бы, например, что некоторые носы не довольно тщательно отделаны, что некоторым складкам на одеждах дано не совсем соответствующее положение («посмотрите, сказал бы я, как г. Тютрюмов бобровые воротники пишет!»), что скатерть на столе носит признаки слишком современного происхождения и т. д. и т. д.; с другой стороны (тоже, если б я был знатоком), я мог бы указать в картине множество таких красот, которые для простого смертного совершенно недоступны; я сказал бы: посмотрите, как добросовестно задуман такой-то нос! как искусно кинута...
    5. Скабичевский А.М.: Г. Щедрин как современный гениальный писатель
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: положением современной литературы! если бы вопли ваши были справедливы и вся наша современная литература никуда не годилась, то не забудьте: в ваше время существует г. Щедрин, и одного г. Щедрина достаточно, чтобы считать ваши вопли жалкою, постыдною слепотой. Знаете ли вы, приходило ли вам в голову подумать, что такое г. Щедрин? Ведь это один из тех народных и, вместе с тем, общечеловеческих сатириков, вроде Рабле, Мольера, Свифта, Грибоедова и Гоголя, смех которых раздается громовыми раскатами под сводами веков. Меня нередко обвиняли в смелости сравнений в таких случаях, когда мне и в голову не приходило ставить какого-нибудь современного русского писателя наравне с теми или другими литературными колоссами русскими или иностранными, и я заявлял только, что разбираемый мною писатель пишет в жанре или духе того или другого колосса. Неужели, в самом деле, сказать, что сюжет комедии г. Островского "Волки и овцы" составлен в жанре шекспировских комедий, - значит ставить г. Островского наравне с Шекспиром? Неужели, если вы скажете, что г. Яков Полонский написал "Келиота" 1 в духе байроновской поэзии, подобным суждением вы возводите г. Полонского на байроновскую высоту? Но в настоящем случае я отдаюсь всецело в руки своих, всякого рода, порицателей и имею...
    6. Покусаев Е.И.: М. Е. Салтыков-Щедрин (Очерк творчества). Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    Часть текста: возникновению "ташкентства". Главное в поэтике новой сатиры - это "родопроисхождение", "жизнеописание" героев, изображение процесса переплавки впечатлений, побуждений, влияний, стимулов социальной среды в "ташкентское" мировоззрение, в "ташкентским" характер. Образующие цикл очерки-"параллели" написаны по одной и той же схеме. Автор повествовал о детских и юношеских годах будущих администраторов, юристов, финансистов. Он прослеживал воздействие на героев семьи, школы, родственного окружения, общественного мнения, которое олицетворяли "соседи", "знакомые", "товарищи", "воспитатели" и "наставники". Яркая особенность "Господ ташкентцев" заключалась прежде всего в том, что здесь художественно раскрывалась диалектика оподления души ребенка, подростка, юноши и, наконец, молодого человека на пороге его самостоятельной жизни и деятельности, именно оподления души под влиянием до корня порочной социально классовой среды. Сатирик...
    7. В больнице для умалишенных. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    Часть текста: издании I и II главы печатаются по тексту "Отечественных записок". III глава печатается по автографам (ИРЛИ) {Впервые опубликованы Б. Эйхенбаумом в изд. 1933-1941, т. X, стр. 645-652.}. Название этого произведения впервые встречается на л. 4 черновой рукописи "Господа ташкентцы. Из воспоминаний одного просветителя. Нумер третий". Здесь имеется карандашная запись рукой Салтыкова: "В больнице для умалишенных". - Рукопись относится, по-видимому, к 1869 году, но когда была сделана карандашная запись на полях, сказать трудно. Более определенное указание на замысел цикла встречается в XI главе "Дневника провинциала". Говоря о помешавшемся на тушканчиках Менандре, автор после слов: "Обо всем этом, однако же, речь впереди" - добавляет: "в будущем году я представлю читателям "Отечественных записок" подробный отчет об имеющем произойти со мною в сумасшедшем доме" {ОЗ, 1872, Э 12, стр. 409-410.}. Л. Ф. Пантелеев в своих воспоминаниях рассказывает, что Петербургский цензурный комитет намеревался задержать февральский номер "Отечественных записок" с первым фельетоном "В больнице для умалишенных" (Пантелеев неточно называет его "Дневником провинциала), так как "председателю Петрову показалось, что M. E. вывел личность вел. кн. Константина Николаевича, о чем у него и помышления не было". Далее в воспоминаниях передается рассказ самого Салтыкова: "А Лонгинова в то время в Петербурге не было; решил дождаться его возвращения. Вы знаете, что такое был Лонгинов; но все же у него был вкус, своего рода уважение к литературе. Только что он приехал, отправляюсь я к нему. Знаю, зачем пришли, - сказал Лонгинов, - не беспокойтесь. Мы с Тимашевым едва животики не надорвали, читая ваш дневник. Комитету бог знает что пригрезилось, ему уже послано распоряжение выпустить книгу" {Л. Ф. Пантелеев. Воспоминания, М. 1958, стр. 451.}. В архиве M. M. Стасюлевича сохранились семь рукописей, относящихся к незавершенной III главе "В...
    8. Господа ташкентцы. Что такое "Ташкентцы"
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    Часть текста: запахом. Тот, кто пьет херес tres vieux {очень старый.}, считает себя просветителем относительно того, кто пьет херес просто vieux; {старый.} тот, кто пьет херес vieux, считается просветителем всех, пьющих настойку и водку. Разумеется, это только пример; но я привожу его для того, чтобы дать читателю понятие о градации. Градацию эту он может перенести во всякую другую сферу (например, в сравнительную сферу сюртуков и поддевок, ресторанов и харчевен, кокоток, имеющих ложу в бельэтаже, и кокоток, безнадежно пристающих к прохожему в Большой Мещанской, и т. п.), лишь бы она кончалась человеком, "который ест лебеду". Это тот самый человек, на котором окончательно обрушивается ташкентство всевозможных родов и видов. Но и здесь не следует понимать буквально, что "человек, питающийся лебедою", должен непременно наполнять свой желудок этим суррогатом. "Лебеда", как и "голод", суть выражения фигуральные, дающие место для великого множества представлений. Есть лебеда натуральная, которая слывет в мире под названием подспорья и от которой, во всяком случае, хоть живот у человека пучит; и есть лебеда абстрактная, которая даже подспорьем...
    9. Письмо Краевскому А.А. 20 января 1878. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Письмо Краевскому А.А. 20 января 1878. Петербург 542. А. А. КРАЕВСКОМУ 20 января 1878. Петербург Многоуважаемый Андрей Александрович. Я было заходил сегодня к Григорьеву, чтоб объясниться насчет стихов Некрасова (для февральской книжки) 1 , но не застал его и от безделья зашел в Цензурный комитет. Слыша великое гудение в комнате присутствия, я вызвал Ратынского, который выбежал в больших попыхах, сказал только: дураки читают Вашу статью 2 , — и убежал. Должно быть, там что-нибудь нездорово. Нельзя ли послать фактора к Лебедеву узнать, что такое творится. Или же ожидать, что будет, и не предупреждать событий. Статьи своей я, пожалуй, и не жалею, но боюсь как бы отсутствие мое не повлияло на подписку. Завтра утром я съезжу к Ратынскому и от него заеду к Вам; кстати и контракт повезу 3 . Если б что случилось вечером, то прикажите дать мне знать: я оставил дома адрес Еракова, у которого буду вечером. Весь Ваш М. Салтыков . 20 января . Примечания Печатается по подлиннику: ГПБ , ф. 391, № 690, л. 2. Впервые опубликовано: «День», 1914, № 114, 28 апреля. 1 Хлопоты Салтыкова о напечатании в № 2 Отеч. записок написанной Некрасовым во время предсмертной болезни «Сказки о добром царе, злом воеводе и бедном крестьянине» окончились безуспешно. 13 февраля 1878 г. М. И. Семевский сообщил П. А. Ефремову: «Сегодня M. E. Салтыков рассказал мне, что Ф. Веселаго не пропустил в «Отеч<ественных> зап<исках>> весьма невинную сказку Некрасова о добром царе Аароне...» (ЛН , т. 53—54, стр. 156). Текст этой сказки лишь сравнительно недавно был разыскан и опубликован А. М. Гаркави («Ученые записки Калининградского гос. пед. ин-та», вып. 4, 1958, стр. 110—114). 2 Очерк «Дворянская хандра». См. письмо 550, прим. 6. 3 Салтыков был утвержден ответственным редактором Отеч. Записок (после смерти Некрасова) лишь 27 марта 1878 г. (см. письмо 546). Текст его контракта с Краевским, заключенного 8 апреля 1878 г., см. в Приложениях, IV.
    10. Письмо Нефедову Ф.Д. 30 июня 1882. Ораниенбаум
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Письмо Нефедову Ф.Д. 30 июня 1882. Ораниенбаум 842. Ф. Д. НЕФЕДОВУ 30 июня 1882. Ораниенбаум Многоуважаемый Филипп Диомидович. К величайшему моему прискорбию, я не могу напечатать в «Отеч<ественных> зап<исках>» Ваш рассказ: «На ар<естантском> пароходе». Он очень беден по содержанию и крайне неудовлетворителен по форме. Не желаете ли Вы, чтоб я передал его в другой журнал? 1 Искренно уважающий Вас М. Салтыков. 30 июня. Так как я, в настоящее время, нахожусь вне Петербурга и бываю в редакции лишь изредка, то потрудитесь прислать ответ Ваш в контору «Отеч<ественных> зап<исок>» (Бассейная, 2) на имя Алексея Николаевича Плещеева. Примечания Печатается по подлиннику: ЦГАЛИ, ф. 342, оп. 2, № 321, л. 1. Впервые опубликовано: Изд. 1933 — 1941, т. XIX, стр. 281, с неверной датой — «10 июня»; вторично: «Ученые записки Шуйского гос. пед. ин-та», 1958, вып. VII, стр. 162.   1 Рассказ Ф. Д. Нефедова «На арестантском пароходе (Путевые впечатления)» появился в журнале «Наблюдатель» (1883, № 1).