• Приглашаем посетить наш сайт
    Экранизации (video.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1956"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Господа Головлевы. Семейный суд. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 23кб.
    2. Как кому угодно
    Входимость: 2. Размер: 112кб.
    3. Прозоров В.В.: Салтыков-Щедрин М. Е. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    4. Московские письма
    Входимость: 2. Размер: 88кб.
    5. Дневник провинциала в Петербурге. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    6. Писарев Д.И.: Цветы невинного юмора
    Входимость: 2. Размер: 115кб.
    7. Наша общественная жизнь. I. Январь — февраль 1863 года
    Входимость: 2. Размер: 85кб.
    8. Убежище Монрепо. Часть 5.
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    9. Неизвестному корреспонденту
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    10. Господа Головлевы. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    11. Письма о провинции. Письмо десятое
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    12. Для следующих номеров "Свистка"...
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    13. Но если уж пошла речь об стихах...
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    14. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 10.
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    15. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    16. Турков А.М: "Свое" и "чужое"
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    17. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 8.
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    18. Признаки времени. Наш "savoir vivre"
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    19. Суета сует. Соч. Николая Соловьева
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    20. Господа ташкентцы
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    21. Покусаев Е.И.: М. Е. Салтыков-Щедрин (Очерк творчества)
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    22. Круглый год. Первое октября
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    23. Наша общественная жизнь. VIII. Январь 1864 года
    Входимость: 1. Размер: 122кб.
    24. Наша общественная жизнь. VI. Ноябрь 1863 года
    Входимость: 1. Размер: 109кб.
    25. Наша общественная жизнь. II. Март 1863 года
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    26. Стихотворения Кольцова
    Входимость: 1. Размер: 86кб.
    27. Петербургские театры ("Слово и дело" Ф. Устрялова)
    Входимость: 1. Размер: 79кб.
    28. Дневник провинциала в Петербурге. Глава 3.
    Входимость: 1. Размер: 78кб.
    29. Письмо Анненкову П.В. 9 марта 1875. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    30. Господа ташкентцы. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    31. Несчастие в Порхове
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    32. Испорченные дети
    Входимость: 1. Размер: 115кб.
    33. Запутанное дело. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    34. Дневник провинциала в Петербурге. Глава 5.
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    35. Письма о провинции. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    36. Убежище Монрепо
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    37. Губернские очерки. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    38. В среде умеренности и аккуратности. Отголоски. II. На досуге
    Входимость: 1. Размер: 155кб.
    39. Петербургские театры ("Наяда и рыбак")
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    40. Мещанская семья. Комедия в четырех действиях М. В. Авдеева
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    41. "Литературная подпись" А. Скавронского
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    42. Пошехонские рассказы. Вечер первый. По Сеньке и шапка
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    43. Дневник провинциала в Петербурге. Глава 6.
    Входимость: 1. Размер: 83кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Господа Головлевы. Семейный суд. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 23кб.
    Часть текста: и срочные работы по завершению начатых произведений из других циклов («Экскурсии в область умеренности и аккуратности», «Между делом»), и заботы, связанные с переездом из Баден-Бадена в Париж, и мало способствовавший литературному труду образ жизни писателя во французской столице («...целый день почти вне дома и ничего буквально не работаю» — письмо Анненкову, от 24 (12) сентября 1875). Уже в письме к Некрасову от 22 (10) августа Салтыков сообщает о возможной задержке очерка: «Я обещал еще фельетон для сентябрьской книжки; он у меня почти готов, но все-таки не могу еще сказать наверное, вышлю ли. До 1-го сентября подождите, а затем уж пусть остается до октября». Опасения оправдались: к сентябрьскому номеру «Отеч. записок» Салтыков действительно не успел закончить «Семейный суд», а поэтому в письмах к Некрасову от 29 (17) августа и 9 сентября (28 августа) уже намечен новый срок его окончания: 1 октября. Очерк выслан из Парижа в редакцию журнала 7 октября (26 сентября): «Вчера послал я <...> рассказ «Семейный суд» в редакцию. Поместите его, когда найдете удобным. Мне несколько прискучили «Благонамеренные речи», но в этом году я ...
    2. Как кому угодно
    Входимость: 2. Размер: 112кб.
    Часть текста: известно всем и каждому, вся жизнь человеческая есть не что иное, как непрерывное служение всякого рода обязанностям, которые для блага нашего придуманы и кем следует утверждены. Человек родится — его долг уважать родителей. Человек поступает в школу — его долг прилежно учиться и уважать наставников, человек женится — его долг руководить и наставлять жену, поступает на службу — его долг прилежно служить, хранить канцелярскую тайну и уважать начальников, человек приобретает детей — его долг любить их и внушать им понятия о долге, дабы и они, в свою очередь, и своим детям преподали таковые же. Если спросят меня, каким образом понятие о долге образовалось, — я откровенно отвечу: не знаю. Поэтому я никогда и не рассуждаю, а только огорчаюсь, когда вижу людей, относящихся к обязанностям своим с небрежением. Всякое общество имеет свои алтари, свои краеугольные камни, около которых группируется, на которые устремляет свои взоры. Если мне кто-нибудь говорит: «поступать таким, а не иным образом повелевает долг чести», — то я, коли хотите, не понимаю этого, однако понимаю; или, лучше сказать, я понимаю потому, что не могу не понимать. И несмотря на то что здесь, по-видимому, скрывается некоторый каламбур, всякий, кто захочет глубже вникнуть в дело, поймет, что я совсем не о каламбуре хлопочу, но что это именно так и есть, как я говорю. -------------- 1 Сочинению этому должны предшествовать два письма, которые, быть может, и появятся впоследствии. ( Прим. M. E. Салтыкова .) -------------- Люди, постоянно видящие перед собой беспрерывную цепь обязанностей, бывают бодры, худощавы, легки на подъем; нрав имеют во время исправления обязанностей озабоченный и суровый, а в свободное от сего исправления время — любезный и веселый; любят ходить в баню, охочи до женщин и обладают хорошим аппетитом, ибо всегда находятся в нравственном...
    3. Прозоров В.В.: Салтыков-Щедрин М. Е. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    Часть текста: границе Тверской и Ярославской губ., в одном из глухих углов т. н. Пошехонья. В последнем своем романе "Пошехонская старина" (1887-1889) С. устами пошехонского дворянина Никанора Затрапезного поведал об атмосфере, в которой росли и формировались "дети" 30 гг.: "Детство и молодые годы мои были свидетелями самого разгара крепостного права. Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною масеою... но и во все вообще формы общежития, одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленными" (Собр. соч.: В 20 т.- М., 1975.- Т. 17.- С. 9; далее указываются том и страница). На всю жизнь запомнилась С. безропотность слабохарактерного, набожного отца и крутая властность матери, ее расчетливость, суровый нрав, бесконечные угрозы и наказания, касавшиеся не только крепостных, но и собственных детей. Семейные отношения позднее найдут свое художественное преломление в романе "Господа Головлевы". Крепостное Пошехонье навсегда останется в памяти С., постоянно возвращая к мысли о разлагающем действии узаконенного рабства на человеческую психологию....
    4. Московские письма
    Входимость: 2. Размер: 88кб.
    Часть текста: университета, мне кажется, что там, перед лицом Науки, г. Никита Крылов возлагает руки на г. Бориса Чичерина, причем гг. Бабст, Бодянский и Капустин поют: Не увлекшийся прогрессом, Ты, продукт родной страны, Служишь скромно интересам Государственной казны! 2 Еду ли по Спиридоновке, мимо редакции «Дня», мне чудится, сквозь тьму, царствующую в ее окнах, что там есть -------------- 1 Взято из водевиля «Гризетка Лизетта, или Нас не оставит бог!». (Прим. М. Е. Салтыкова.) 2 Взято из водевиля «Сила судьбы, или Волшебный четвертак». (Прим. М . Е. Салтыкова.) -------------- какой-то храм, в котором стоит богиня Народности, перед которой преклоняет колена И. С. Аксаков и приносит в жертву цыпленка, приготовленного á la polonaise 1 , а гг. Погодин, Бессонов и Беляев поют: Ты, Аксаковым воспетый, О, славян могучий род! Что-то выйдет из атлета? Мускулистейший урод! 2 Знаете ли что? Даже когда я проезжаю мимо Лоскутного трактира — и тогда мне кажется, что там не готовят, а молебны Молоху служат. Мне чудится, что стоит главный повар и обдумывает, каким бы образом устроить, чтобы целого слона в кастрюлю уложить; стоят кругом поварята и, разиня рот, ожидают, что вот-вот главный повар скажет предику, и вдруг вода закипит в кастрюлях, и вдруг начнут с боку на бок перевертываться на сковородках чудодейственные поросята и до отвращенья откормленные индейки. Даже когда я проезжаю по Арбату, Плющихе и проч., мимо всех этих запустелых и не освещенных домов, то и тогда мне кажется, что там скрываются безвестные, покрытые пылью богини и боги, вокруг которых стоят почтенные московские обыватели и поют гимны Праздности... Каких результатов достигло и из-за чего хлопочет в Москве поклонение Науке, Народности, Молоху и Праздности — об этом я расскажу вам в следующих письмах; теперь же буду говорить исключительно о театре. Как ни...
    5. Дневник провинциала в Петербурге. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    Часть текста: В ПЕТЕРБУРГЕ В декабре 1871 года Салтыков напечатал в "Отечественных записках" рецензию на книгу С. Максимова "Лесная глушь". В это время он уже начал писать "Дневник провинциала в Петербурге", и замысел произведения "или что-то похожее на творческую заявку", отчетливо зафиксирован в названной рецензии {Е. Покусаев. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина, Гослитиздат, М. 1963, стр. 218.}. Однако подспудное созревание подобного замысла, в той мере, в какой это можно проследить и по другим, более ранним суждениям и высказываниям писателя, началось несколько ранее, с конца 60-х годов. Так, например, в статье о романе П. Боборыкина "Жертва вечерняя" (1868) Салтыков, отмечая ничтожество выведенных там героев, упрекал автора в том, что он "взглянул на хлам совсем не так, как на признак известного общественного строя, а просто как на хлам..." (т. 9, стр. 38). Почти одновременно в рецензии ,на сборник стихов Д. Минаева "В сумерках" писатель "порицает" современную русскую сатиру за то, что она,...
    6. Писарев Д.И.: Цветы невинного юмора
    Входимость: 2. Размер: 115кб.
    Часть текста: юмора 1. "Сатиры в прозе" Н. Щедрина 2. "Невинные рассказы" Н. Щедрина I Плохо приходится в наше время поэтам; кредит их быстро понижается; бесчувственные критики и бездушные свистуны {1} подрывают в публике всякое уважение к великим тайнам бессознательного творчества. Прежде говорили о вдохновении поэта, прежде поэта считали любимцем богов и интимным собеседником муз; хотя эти мифологические метафоры грешно было принимать буквально, однакож за этими метафорами постоянно чувствовалось что-то хорошее и таинственное, неуловимое и непостижимое, что-то такое, что нашему брату-вахлаку должно оставаться навсегда недоступным; об этом нашему брату позволялось узнавать только по неясным рассказам художников, которые, "как боги, входят в Зевесовы чертоги", где им показывают весьма интересные и часто нескромные картинки. Теперь все это переменилось; наш брат-вахлак большую силу забрал и обо всем рассуждать берется; и вдохновения не признает и в Зевесовы чертоги не желает забираться, несмотря на то, что поэт весьма наглядно рассказывает, как в этих чертогах показывали одному художнику в "вечных идеалах" "волнистость спинки белой" и вообще разные такие вещи, которые "божество открывает смертным в долях малых" {Эти сведения о Зевесовых чертогах и о тамошних картинках с буквальною верностью заимствованы мною из стихотворения г." Майкова "Анакреон скульптору" {2}.}. Все это наш брат отрицает с свойственною ему грубостью чувств и дерзостью выражений; это, говорит, всё цветы фантазии; а вы нам...
    7. Наша общественная жизнь. I. Январь — февраль 1863 года
    Входимость: 2. Размер: 85кб.
    Часть текста: БЛАГОНАМЕРЕННЫЕ И НИГИЛИСТЫ — СЕНЕЧКИН ЯД. — МАЛЬЧИШКИ. — СОВРЕМЕННАЯ ЭКВИЛИБРИСТИКА. — ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИЧИНЫ ЕЕ Предполагая помещать в «Современнике» периодические очерки о ходе нашей общественной жизни, мы считаем не лишним предварить читателей, что нас будет занимать не петербургская собственно жизнь с ее огорчениями и увеселениями, с ее мероприятиями и мероизъятиями, но общий характер русской общественной жизни в ее величественном и неторопливом стремлении к идеалу. В этом случае нас руководит то соображение, что петербургским читателям нашим все увеселения и мероприятия Северной Пальмиры известны лучше, нежели нам самим, по тем последствиям, которые они оказывают на их бока; что же касается до читателя провинциального, то ему решительно все равно, чем увеселяется и что извергает из себя Петербург. Читатель провинциальный живет совершенно иною жизнью; она не распадается в глазах его на мелочные подробности, но представляется в одном общем фокусе, доходит до слуха его, как общий гул, в котором он стремится уловить господствующую ноту. В этой-то именно ноте он и ищет настоящего, действительного жизненного установа. Какое ему дело до того, например, что такого-то числа Петербург был осчастливлен прибытием композитора Верди, который самолично дирижировал оркестром во время и представления новой его оперы «Сила судьбы», или до того, что в Михайловском театре дается драма «Les beaux messieurs de Bois-Doré» 1 , в которой г-жа Стелла-Колас оказывается племянником своего дяди? Я полагаю, что он останется вполне равнодушным, если я доложу ему даже такой факт, что такого-то, например, числа г. М. исчез из своей квартиры неизвестно куда. «Об чем это они пишут! — воскликнет огорченный провинциал, — ну,...
    8. Убежище Монрепо. Часть 5.
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    Часть текста: в трактирах и ресторанах в ожидании млеют, даже стерляди в трактирных бассейнах - и те резвее играют в воде, словно говорят: слава богу! кажется, скоро начнут есть и нас! По всей веселой Руси, от Мещанских до Кунавина включительно, раздается один клич: идет чумазый! Идет и на вопрос: что есть истина? твердо и неукоснительно ответит: распивочно и навынос! Присутствуя при этих шумных предвкушениях будущего распивочного торжества, пропащие люди жмутся и ждут... Они понимают, что "чумазый" придет совсем не для того, чтобы "новое слово" сказать, а для того единственно, чтоб показать, где раки зимуют. Они знают также, что именно на них-то он прежде всего и обрушится, дабы впоследствии уже без помехи производить опыты упрощенного кровопивства; но неотразимость факта до того ясна, что им даже на мысль не приходит обороняться от него. Придет "чумазый", придет с ног до головы наглый, с цепкими руками, с несытой утробой - придет и слопает! Только и всего. И не одна бессознательная кунавинская природа приветствует ваше пришествие; нет, слухи об вас проникли даже в ту среду, которая уже привыкла формулировать свои предвидения и чаяния. И эта среда вместе с Кунавиным спешит всем возвестить ваше пришествие, как вернейший залог грядущего обновления. Прежде всего вас приветствуют наши "охранители". Пропащие люди, которых они когда-то из всех сил старались...
    9. Неизвестному корреспонденту
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: ж, исполнить ваше желание, и совсем не потому, чтоб это было больно для моего самолюбия, а просто потому, что вы сами, очевидно, не сознаете, чего именно желаете. Но объясниться я не прочь, тем более что, кто знает, быть может, и помимо вас найдутся люди достаточно ограниченные, чтоб обвинить меня в намерении «выругать огулом молодежь», как вы выражаетесь. Такого намерения не было, и я надеюсь доказать это в очень немногих словах. Как бы объяснить вам, к кому именно могло относиться заподозренное вами место моей хроники? Попытаюсь. Быть может, вам памятно то время, когда в русском обществе шли горячие толки о народности и славянофилы были в большом ходу. Тогда, рядом с людьми, относившимися к этому делу совершенно серьезно и искренно (я говорю не об достоинстве самого дела, а об отношении к нему его сторонников), находились и такие, которые потому только мнили себя быть славянофилами, что понашили себе поддевок, мурмолок и рубах с подоплеками, но этих людей никто, однако, не называл «славянофилами», а называли гороховыми шутами. Другой пример: если я встречаю человека, который говорит, что он материалист, и доказывает это тем, что каждый день обжирается и напивается, а вечером ходит в танцкласс к Ефремову, то я говорю ему: нет, ты не материалист, а свинья. Третий пример: если я встречаю человека, который для того, чтоб доказать, что он не имеет предрассудков (это, кажется, единственный, сколько-нибудь разумный признак, к которому хотят...
    10. Господа Головлевы. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    Часть текста: очистительную работу, революционизировал сознание и волю целых поколений русских людей. И в этом своеобразном процессе общественного воспитания особая роль принадлежала роману Салтыкова «Господа Головлевы» — роману, который открыл читающей России образ Иудушки, вошедший в галерею мировых сатирико-нарицательных типов. Когда критически осмысливается такой литературный шедевр, законно стремление добраться сквозь частные факты и биографические подробности, поясняющие внешнюю историю его появления, до тех подлинных причин, которые обусловили создание великого произведения и коренятся в самой действительности, в глубинных тенденциях общественной жизни и истории литературы. Головлевская хроника первоначально не мыслилась Салтыковым как самостоятельное произведение. Она входила в «Благонамеренные речи» и задумана была в более чем скромном объеме (см. стр. 668—669). Но роман о Головлевых, конечно, не просто отпочковался от очередного художественно-публицистического цикла, а был подготовлен всем предшествующим творчеством Салтыкова, пристально интересовавшегося уходом с исторической арены «ветхих людей», дворян-душевладельцев, чиновников патриархальной складки. В преддверии новой революционной ситуации 1879—1881 годов Салтыков уже ясно видел резкие очертания пореформенной «переворотившейся» России, в социальной структуре которой свое место заняли «чумазые», Деруновы и Колупаевы, буржуазные столпы общества. Поездки за границу (1875—1876 и 1880—1881 гг.), в свою очередь, расширяли круг наблюдений, вооружали Салтыкова новыми историческими критериями, новыми социальными измерениями происходящего. Та идейно-художественная концепция, какая реализуется в романе «Господа Головлевы» и его центральном герое, могла возникнуть и определиться в полном виде лишь на позднейшей стадии творчества Салтыкова, когда у него сложилась новая повествовательная форма,...