• Приглашаем посетить наш сайт
    Булгаков (bulgakov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1864"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 10.
    Входимость: 65. Размер: 118кб.
    2. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 11.
    Входимость: 41. Размер: 105кб.
    3. Достоевский Ф.М.: Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах
    Входимость: 34. Размер: 87кб.
    4. Наша общественная жизнь. VIII. Январь 1864 года
    Входимость: 30. Размер: 122кб.
    5. Неизвестному корреспонденту
    Входимость: 17. Размер: 22кб.
    6. Наша общественная жизнь. Х. Март 1864 года
    Входимость: 17. Размер: 126кб.
    7. Наша общественная жизнь. ХI. Апрель 1864 года
    Входимость: 16. Размер: 101кб.
    8. Указатель личных имен и названий периодической печати (критика и публицистика)
    Входимость: 16. Размер: 138кб.
    9. Литературные мелочи
    Входимость: 13. Размер: 66кб.
    10. Письма 1839-1869
    Входимость: 12. Размер: 28кб.
    11. Письма по адресату
    Входимость: 12. Размер: 144кб.
    12. "Записки и письма" М. С. Щепкина
    Входимость: 11. Размер: 12кб.
    13. "Семейству М. М. Достоевского", издающему журнал "Эпоха"
    Входимость: 11. Размер: 21кб.
    14. Писарев Д.И.: Цветы невинного юмора
    Входимость: 10. Размер: 115кб.
    15. Наша общественная жизнь. ХII. Октябрь ? 1864 года
    Входимость: 10. Размер: 49кб.
    16. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Глава 7. Часть 3.
    Входимость: 9. Размер: 41кб.
    17. Письмо Панаеву И.А. Между 13 и 16 апреля 1864. Петербург
    Входимость: 8. Размер: 2кб.
    18. "О добродетелях и недостатках..."
    Входимость: 8. Размер: 32кб.
    19. Наша общественная жизнь. IХ. Февраль 1864 года
    Входимость: 8. Размер: 95кб.
    20. Письмо Некрасову Н.А. 5 октября 1864. Витенево
    Входимость: 7. Размер: 4кб.
    21. Наша общественная жизнь. VII. Декабрь 1863 года
    Входимость: 6. Размер: 141кб.
    22. Но если уж пошла речь об стихах...
    Входимость: 6. Размер: 22кб.
    23. "Чужая вина" Ф. Устрялова
    Входимость: 6. Размер: 18кб.
    24. Признаки времени. Проект современного балета
    Входимость: 6. Размер: 47кб.
    25. Письмо Панаеву И.А. 12 февраля 1864. Петербург
    Входимость: 5. Размер: 2кб.
    26. Письмо Некрасову Н.А. Не ранее 6-го — не позднее 25 ноября 1864. Петербург
    Входимость: 5. Размер: 1кб.
    27. Литературные кусты
    Входимость: 5. Размер: 35кб.
    28. Письма. Указатель-словарь адресатов
    Входимость: 5. Размер: 64кб.
    29. Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого
    Входимость: 5. Размер: 33кб.
    30. Петербургские театры ("Наяда и рыбак")
    Входимость: 5. Размер: 45кб.
    31. Петербургские театры ("Слово и дело" Ф. Устрялова)
    Входимость: 5. Размер: 79кб.
    32. "Рассказы из записок старинного письмоводителя" А. Высоты
    Входимость: 4. Размер: 2кб.
    33. Письмо Рейтерну М.X. 20 октября 1864. Петербург
    Входимость: 4. Размер: 2кб.
    34. Помпадуры и помпадурши. Примечания
    Входимость: 4. Размер: 41кб.
    35. Каплуны. Примечания.
    Входимость: 4. Размер: 30кб.
    36. Уличная философия
    Входимость: 4. Размер: 103кб.
    37. "Сборник из истории старообрядства" Н. Попова
    Входимость: 4. Размер: 4кб.
    38. Как кому угодно
    Входимость: 4. Размер: 112кб.
    39. Письмо Панаеву И.А. 25 января 1864. Петербург
    Входимость: 4. Размер: 2кб.
    40. Насущные потребности литературы
    Входимость: 4. Размер: 104кб.
    41. "Заметка"
    Входимость: 4. Размер: 3кб.
    42. Признаки времени. Завещание моим детям
    Входимость: 4. Размер: 60кб.
    43. Письмо Некрасову Н.А. 8 апреля 1865. Пенза
    Входимость: 4. Размер: 7кб.
    44. Письмо Панаеву И.А. 11 января 1864. Петербург
    Входимость: 4. Размер: 2кб.
    45. "Новые стихотворения" А. Майкова
    Входимость: 4. Размер: 30кб.
    46. "Наши безобразники". Сцены Н. А. Потехина
    Входимость: 4. Размер: 5кб.
    47. "В своем краю" К. Леонтьева
    Входимость: 4. Размер: 19кб.
    48. Журнальный ад
    Входимость: 4. Размер: 28кб.
    49. "Воздушное путешествие через Африку" Ю. Верна
    Входимость: 4. Размер: 4кб.
    50. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Глава 7. Часть 5.
    Входимость: 3. Размер: 39кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 10.
    Входимость: 65. Размер: 118кб.
    Часть текста: права Салтыков считал единственным великим ре-зультатом всей либеральной шумихи шестидесятых годов, - вели-ким потому, что действующим лицом здесь явился сам народ. Мысль эту он неоднократно высказывал в своих статьях. Правительственные реформы не были, однако, закончены осво-бождением крестьян; несмотря на реакцию второй половины ше-стидесятых годов, реформы государственного строя диктовались насущной финансовой необходимостью, как это уже достаточно подробно выяснено историческим изучением той эпохи. Большие и малые реформы постепенно вводились еще в течение целого ряда лет. Так, например, законоположением от 4 июля 1861 года были уничтожены откупа (мы помним, как ядовито отозвался на это Салтыков в своем глуповском цикле), а 1 января 1862 года был введен акциз на водку. Началось спаивание крестьян прави-тельством, дававшее казне не одну сотню миллионов рублей еже-годно. 25 декабря 1862 года была произведена анекдотическая полицейская реформа; более серьезное значение имела реформа университетская - университетский устав, введенный 18 июня 1863 года. Несмотря на всю свою реакционность, устав этот ока-зался слишком либеральным двадцатилетием позднее, в эпоху реак-ции восьмидесятых годов. Наибольшее значение либералы придавали земской реформе, дававшей крайне урезанное самоуправление губерниям Европейской России; положение о земских учреждениях введенное 1 января 1864 года, казалось либералам единственным путем дальнейшего общественного развития. И эта реформа впо-следствии было сильно урезана, но и в первоначальном своем виде она не давала земству никаких широких возможностей. К тому же году относится и судебная реформа, вводившая суд присяжных и гласное судопроизводство, с изъятием однако из него целого ряда самых существенных для общества дел. Весь этот ряд реформ был завершен, наконец, реформой печати - введением временных правил от 4 апреля 1865 года, настолько ухудшивших положе-ние печати, что деятелям ее иной раз с сожалением приходилось вспоминать ...
    2. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 11.
    Входимость: 41. Размер: 105кб.
    Часть текста: Вест-ником" и против Достоевского с его "Временем" (позднее - "Эпо-хой"). Конечно, произведения эти нельзя отделить резкой гранью от всей прочей публицистики Салтыкова этих годов, но есть в них и определенное различие: в публицистике Салтыков полемизи-ровал серьезно и с горечью, в этих же мелких своих полемических произведениях он давал волю легкому юмору, не останавливаясь даже перед стихотворными эпиграммами (несмотря на заявление позднейшей автобиографии, что после лицейского периода он "ни одного стиха не написал"). Таких произведений было немного; и прежде всего надо остановиться на том номере "Свистка", который был приложен к апрельской книжке "Современника" за 1863 год и был составлен на три четверти из прозаических и стихотворных сатир Салтыкова. Это был девятый и последний номер "Свистка", рожденого в бурные годы начала "эпохи великих реформ" Некра-совым и Добролюбовым, и составлявшего такую видную часть "Современника", что до введения в обиход слова "нигилисты" (а это было в начале 1862 года), сотрудников и единомышленников "Современника" вражеский лагерь называл "свистунами". Но по-пытка возобновить "Свисток" в этом 1863 году была заранее обре-чена на неудачу: время было уже не то, реакция сказывалась все сильнее и сильнее, и притом реакция не только правительственная, но и общественная. Попробовав выпустить этот девятый номер "Свистка", Некрасов и Салтыков больше уже не возвращались к этой мысли, так что девятый номер оказался и ...
    3. Достоевский Ф.М.: Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах
    Входимость: 34. Размер: 87кб.
    Часть текста: о ничего не понимающих и всё портящих, о каком-то "засиживаньи" и, наконец, о ужас! чуть ли не об эстетике. Ясное дело, что "Современник" ретроград. "И это в том органе, где писали Белинский и Добролюбов!" Ужас! ужас! Так что "Современник", говорят, даже и струсил, до того струсил, что запретил будто бы г-ну Щедрину вести дальнейшую полемику с "Русским словом" и, так сказать, посягнул на свободу "пера". Всё это не более как слухи, но эти слухи тем более усилились, что в апрельской книге "Современника" г-н Щедрин очевидно стушевывается. Наконец пошли слухи еще более потрясающие: стали говорить, что г-н Щедрин разрублен пополам г-ном Зайцевым, на две особые половинки... Потом пронесся еще один потрясающий слух, что в обеих половинках г-на Щедрина пробудилось чувство литературного достоинства, что он не хочет стеснять и продавать редакции свое право иметь и выражать свои убеждения, что он оставляет редакцию, что он будто бы рассорился с "Современником", что он соединяется с каким-то посторонним сатириком и едет в Москву издавать там свой собственный сатирический орган, что остановка только за тем: где достать направленье? - а как только достанут они направление, то тотчас же и уедут из Петербурга в Москву. И вдруг, о диво! вышел майский N "Современника", и г-н Щедрин опять там,- правда унылый, немного встревоженный, немного не...
    4. Наша общественная жизнь. VIII. Январь 1864 года
    Входимость: 30. Размер: 122кб.
    Часть текста: доказывать все, что им доказывать надлежит, и будем жить, как живется, ничего от себя не утаивая, но ничего и не преувеличивая. И в старом году хорошо жилось, и в новом хорошо будет житься. Это уж так изначала заведено, чтоб всегда жилось именно так, как живется. И если иногда тебе кажется, о птенец! что мир не всегда идет так, как бы ему идти надлежало, то это не что иное, как горькое, детское твое заблуждение, которое потому только и прощается, что тебе, как птенцу, заблуждаться приличествует. В сем мире все предусмотрено, все подчинено неизменным законам; заблуждения и мудрость, увлечения и трезвый глас рассудка, жар и холод — все это заранее размещено но своим местам, все это следовало, следует и будет следовать одному раз навсегда определенному церемониалу. Птенцы заблуждаются, старцы постепенно умудряются, юность увлекается и впадает в ошибки, зрелость подмечает эти ошибки, и если они не внимают трезвому голосу рассудка, то вычеркивает их, потому что в числе ее обязанностей, кроме убеждения посредством голоса рассудка, находится и вычеркивание. Что можешь сказать ты, птенец, против этого? Разве Африке не приличествует изнемогать под лучами палящего тропического солнца, а Европе — наслаждаться благорастворением воздухов? Или ты и против этого будешь спорить? Спорь, мой друг, спорь! это тебе приличествует! Я знаю, почему ты споришь: тебе не нравится право вычеркивания, которое, по моей теории, предоставляется старшим... Друг! успокойся! помни, что когда пора заблуждений пройдет, когда наступит пора постепенного умудрения, то право вычеркивания предоставится и тебе (тогда-то поймешь ты, сколько сладости заключается в этом праве!). И...
    5. Неизвестному корреспонденту
    Входимость: 17. Размер: 22кб.
    Часть текста: Быть может, вам памятно то время, когда в русском обществе шли горячие толки о народности и славянофилы были в большом ходу. Тогда, рядом с людьми, относившимися к этому делу совершенно серьезно и искренно (я говорю не об достоинстве самого дела, а об отношении к нему его сторонников), находились и такие, которые потому только мнили себя быть славянофилами, что понашили себе поддевок, мурмолок и рубах с подоплеками, но этих людей никто, однако, не называл «славянофилами», а называли гороховыми шутами. Другой пример: если я встречаю человека, который говорит, что он материалист, и доказывает это тем, что каждый день обжирается и напивается, а вечером ходит в танцкласс к Ефремову, то я говорю ему: нет, ты не материалист, а свинья. Третий пример: если я встречаю человека, который для того, чтоб доказать, что он не имеет предрассудков (это, кажется, единственный, сколько-нибудь разумный признак, к которому хотят приурочить себя так называемые нигилисты), выбежит голый на улицу, то говорю ему: нет, тут совсем не о предрассудках идет речь, а о том, что ты очень бойкий глупец. ...
    6. Наша общественная жизнь. Х. Март 1864 года
    Входимость: 17. Размер: 126кб.
    Часть текста: он обнаружил некоторые признаки знакомства с ним. Это особенное молодое поколение, не имеющее ничего общего с так называемыми жуликами, я назову «мальчиками». Хотя «мальчики» не со вчерашнего дня завелись на Руси, однако я имею полное основание называть их явлением новым. Нов не факт собственно, ново его положение, нова та роль, которою он завладел среди общего жизненного круговорота. И вчера были «мальчики», но вчера их гладили по головке, их называли умниками, им обещали ляльки; сегодня — они гладят по головке, они называют умниками, они обещают ляльки. Роли за ночь переменились. Старые драбанты расшаркиваются, старые драбанты слоняются по передним, вздыхают и потеют в интимных беседах с лакеями и сторожами; старые драбанты вопиют умиленными голосами и ходатайствуют... Молодые драбанты возлежат, задравши ноги на стол; молодые драбанты снисходительно выслушивают, поощряют и обещают... Молодой драбант улыбнется — у старого сердце засмеется от умиления; молодой драбант учинит невежество — старый драбант допытывается, отчего окрестность заблагоухала розами; молодой драбант наморщит брови — у старого насквозь цепенеет желудок; молодой драбант протянет руку — старый уж ловит ее, ловит с энтузиазмом, но в то же время и с осторожностью, как будто он хочет сказать: «Я вне себя, но я не смею!» Разве это не ново? разве это бывало когда-нибудь видано? Если б я был на месте московских публицистов, то взглянул бы на «мальчиков» — и утешился бы. Я позабыл бы о всех своих горестях: и о том, как, будучи учителем латинского языка, вынужден был трепетною рукой ставить полный балл мальчишке, который склонял mensa, mensis, mensorum, о mens’е, но зато провозглашал себя прогрессистом, и о том, как, будучи учителем российской словесности, я должен был воздержаться от телесного наказания даже тогда, когда некий кадет на публичном экзамене, вместо того чтоб отвечать на билет, во всеуслышание гаркнул:...
    7. Наша общественная жизнь. ХI. Апрель 1864 года
    Входимость: 16. Размер: 101кб.
    Часть текста: рода протесты можно назвать даже бессмысленными. Это простое наследие или рабства, или дикости, или такой цивилизации, которая растлена в самых своих источниках. Известно, например, что бывшие крепостные люди против тягостей барщинной работы протестовали тем, что делали себе какое ни на есть увечье; известно также, что вотяк или черемисенин мстят за нанесенную им обиду тем, что лишают себя жизни на дворе своего обидчика; и еще известно, что истинный японец (японский славянофил), чтобы наилучшим образом уязвить лицо, ему ненавистное, распарывает себе ножом брюхо. Примеры эти, конечно, не новы и даже избиты, но они именно тем и хороши, что, несмотря на свою избитость, имеют за собою драгоценное в этом случае качество: доказательность. Подобного рода протесты, как живые свидетели насилия, неразвитости и фаталистической нелепости, исчезают сами собой по мере торжества свободы, цивилизации и здравого смысла. Люди начинают постепенно прозревать и понимать, что, протестуя на копейку , делают на рубль вреда самим себе, и, понявши это, стараются приискивать для своей протестантской деятельности другие, более удобные и безвредные приемы. Разумеется, если мы вникнем пристальнее в сущность этого явления, то найдем, что со стороны крепостного человека, вотяка и японца такая нелепая форма протеста совершенно понятна. Кроме того, что она соответствует известным жизненным условиям, кроме того, что во всех такого рода случаях у протестующего или руки связаны, или умственные способности задернуты пеленою, кроме всего этого, говорю я, в результате подобных протестов все-таки оказывается ущерб, хотя и...
    8. Указатель личных имен и названий периодической печати (критика и публицистика)
    Входимость: 16. Размер: 138кб.
    Часть текста: -303, 556. "Тетрадь из записок Тамарина" - 555. Авенариус Василий Петрович (1839- 1923), беллетрист, автор "антинигилистических" произведений, впоследствии - детский писатель - 46, 70, 237-240, 254, 284, 475, 488, 533, 534, 540, 551, 558, 568. "Бродящие силы" - 237, 284, 475,488, 533-535, 551, 558, 568. "Поветрие" - 237, 475, 488, 533-535,540. "Современиая идиллия" -237, 488, 533, 535. "Ты знаешь край" - 535. Аверкиев (у Салтыкова - Фрол Скобеев) Дмитрий Васильевич (1836-1905), драматург, беллетрист и критик; сотрудничал в журнале "Эпоха" - 102, 103, 496, 559. "Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей Нардын-Нащокина дочери Аннушке" - 318, 496, 559. "Мамаево побоище" - 496. Абрамов Михаил Петрович, директор основанной при императоре Петре I петербургской типографии - 334, 568. Авсеенко Василий Григорьевич (1842- 1913), писатель; в 1860-1861 гг. сотрудничал в "Русском слове"; в 70-х годах выступал со статьями в "Русском вестнике"; автор "антинигилистических" романов -...
    9. Литературные мелочи
    Входимость: 13. Размер: 66кб.
    Часть текста: не такая дрянь! Последнее произносится даже с некоторою строгостью, словно и невесть какая неопровержимая премудрость заключается в словах «не такая дрянь». Если мы вникнем ближе в смысл подобных словопрений, то увидим, во-первых, что спор возникает преимущественно оттого, что обе стороны не умеют отчетливо формулировать то значение, которое в их умах сопрягается с словом «дрянь»; во-вторых, что то свойство, которое обеим сторонам известно под именем «дряни», оставляется спорящими неприкосновенным, и что протеста на то, что такого-то человека или такую-то вещь следует назвать «дрянью», никем не предъявляется, и в-третьих, что, следовательно, тут речь идет совсем не о том, дрянь или не дрянь у нас перед глазами, а о том, «такая» это дрянь или «не такая». Посмотрим, в какой степени все это основательно. Что такое дрянь? В просторечии слово это прилагается преимущественно и даже исключительно к явлениям мира вещественного. Всякое вещество, вследствие разложения или принятия в себя чуждых примесей потерявшее свой естественный, здоровый вид, называется «дрянью». «Не тронь, батюшка, это «дрянь»!» — говорит заботливая няня своему питомцу, когда он, движимый любознательностью, хочет прикоснуться к какой-нибудь слякоти или к чему-нибудь гниющему. Но как ни права няня в своем определении, она все-таки не исчерпывает сущности предмета, о котором говорит. Понятие, заключающееся в слове «дрянь», чрезвычайно обширно и из мира вещественного очень удобно переносится в мир нравственный и умственный. Если ...
    10. Письма 1839-1869
    Входимость: 12. Размер: 28кб.
    Часть текста: Вятка 17. Письмо Салтыкову Д.Е. 6 марта 1850. Вятка 18. Письмо Салтыкову Д.Е. 21 марта 1850. Вятка 19. Письмо Салтыкову Д.Е. 4 апреля 1850. Вятка. 20. Письмо Салтыковым Д.Е. и А.Я. 1 мая 1850. Вятка 21. Письмо Салтыкову Д.Е. 16 июня 1850. Вятка. 22. Письмо Салтыковым Д.Е. и А.Я. 3 июля 1850. Вятка 23. Письмо Салтыковым Е.В. и О.М. 15 июля 1850. Вятка 24. Письмо Салтыковым Д.Е. и А.Я. 7 августа 1850. Вятка 25. Письмо Салтыковой О.М. 7 августа 1850. Вятка 26. Письмо Салтыкову Д.Е. 26 августа 1850. Вятка 27. Письмо Салтыковым Д.Е. и А.Я. 16 сентября 1850. Вятка 28. Письмо Салтыкову Д.Е. 14 октября 1850. Вятка 29. Письмо Салтыкову Д.Е. 6 ноября 1850. Вятка 30. Письмо Салтыковым Д.Е., А.Я. и С.Е. 18 ноября 1850. Вятка 31. Письмо Салтыкову Д.Е. 6 января 1851. Вятка 32. Письмо Салтыкову Д.Е. 18 января 1851. Вятка 33. Письмо Салтыкову Д.Е. 22 января 1851. Вятка 34. Письмо Салтыковой А.Я. 29 января 1851. Вятка 35. Письмо Салтыкову Д.Е. 29 января 1851. Вятка 36. Письмо Салтыкову Д.Е. 5 февраля 1851. Вятка 37. Письмо Салтыкову Д.Е. 19 февраля 1851. Вятка 38. Письмо Салтыковым Д.Е. и А.Я. 24 февраля 1851. Вятка 39. Письмо Салтыкову Д.Е. 5 марта 1851. Вятка 40. Письмо Салтыкову Д.Е. 10 марта 1851. Вятка 41. Письмо Салтыкову Д.Е. 10 марта 1851. Вятка 42. Письмо...