• Приглашаем посетить наш сайт
    Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1912"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Указатель личных имен и названий периодической печати (критика и публицистика)
    Входимость: 9. Размер: 138кб.
    2. Письма. Указатель-словарь адресатов
    Входимость: 6. Размер: 64кб.
    3. Письмо Белоголовому Н.А. 29 июля 1881. Висбаден
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    4. Современная идиллия. Глава 15.
    Входимость: 3. Размер: 55кб.
    5. Письмо Белоголовому Н.А. 12/24 августа 1881 Висбаден
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    6. Современная идиллия. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    7. Писарев Д.И.: Цветы невинного юмора
    Входимость: 2. Размер: 115кб.
    8. Забытые слова
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    9. Суворин А.С.: Историческая сатира
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    10. Современная идиллия. Глава 5.
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    11. Письмо Белоголовому Н.А. 2/14 августа 1881. Висбаден
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    12. Письма к тетеньке. Продолжение письма третьего, запрещенного цензурой. Вторая редакция. Неоконченная.
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    13. Письмо Белоголовому Н.А. 7/19 августа 1881. Висбаден
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    14. Недоконченные беседы. Глава VI
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    15. Письмо Елисееву Г.З. 15 декабря 1882. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    16. Письмо Белоголовому Н.А. 24 сентября 1881. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    17. Письма к тетеньке. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 95кб.
    18. Письмо Тургеневу И.С. 13 февраля 1882. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    19. Обманщик-газетчик и легковерный читатель
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    20. Письма о провинции. Письмо второе
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    21. Назаренко М.: Щедрин в творческом сознании русских писателей 20 века
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    22. Письма к тетеньке. Продолжение письма третьего, запрещенного цензурой. Первая редакция.
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    23. Письмо Боровиковскому А.Л. 13 марта 1883. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 6кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Указатель личных имен и названий периодической печати (критика и публицистика)
    Входимость: 9. Размер: 138кб.
    Часть текста: случае цифры, указывающие страницы, набраны прямым шрифтом, во втором - курсивом. Имена и названия, упоминаемые только в библиографическом аппарате, в указатель не введены. Составила указатель А. М. Малахова.] Авдеев Михаил Васильевич (1821 - 1876), писатель; сотрудничал в журналах "Современник" и "Дело" - 299, 302-304, 306, 308, 310-315, 317, 318, 345, 541, 556-559, 673, 607. "Варенька. Рассказ Ивана Васильевича" - 303, 556. "Иванов" - 556. "Меж двух огней" - 299, 302-311, 556-558, 573, 607; Благолепов - 557; Камышлинцев - 304-310, 557; Мытищев - 305, 310; Мытищева Ольга - 307, 308. "Мещанская семья" - 311, 312, 315, 318, 541, 557-559. "Подводный камень" -303, 556, 558. "Романы и повести" - 556. "Тамарин" -303, 556. "Тетрадь из записок Тамарина" - 555. Авенариус Василий Петрович (1839- 1923), беллетрист, автор "антинигилистических" произведений, впоследствии - детский писатель - 46, 70, 237-240, 254, 284, 475, 488, 533, 534, 540, 551, 558, 568. "Бродящие силы" - 237, 284, 475,488, 533-535, 551, 558, 568. "Поветрие" - 237, 475, 488, 533-535,540. "Современиая идиллия" -237, 488, 533, 535. "Ты знаешь край" - 535. Аверкиев (у Салтыкова - Фрол Скобеев) Дмитрий Васильевич (1836-1905), драматург, беллетрист и критик; сотрудничал в журнале "Эпоха" - 102, 103, 496, 559. "Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей Нардын-Нащокина дочери Аннушке" - 318, ...
    2. Письма. Указатель-словарь адресатов
    Входимость: 6. Размер: 64кб.
    Часть текста: гг. — газету «День», в 1867—1868 гг. — газету «Москва», в 1880—1885 гг. — газету «Русь»; в 1858—1878 гг. был одним из руководителей Славянского благотворительного комитета. В конце 50-х годов Салтыков поддерживал дружеские отношения с семьей Аксаковых, в частности с братьями Иваном и Константином Сергеевичами, с которыми его сближали идеи самобытности русской народной жизни и отношение к вопросу об отмене крепостного права. Начиная с 60-х годов эволюция И. С. Аксакова к реакционному панславизму сделала невозможным их дружеские отношения. И. С. Аксаков и его газеты «День» и «Русь» стали предметом постоянной щедринской критики. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791—1859), писатель. Его «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» оказали определенное влияние как на замысел, так и на форму первых произведений Салтыкова, из жизни народа. С. Т. Аксакову Салтыков посвятил первопечатную журнальную публикацию своих рассказов о крестьянах и раскольниках в «Губернских очерках» — «Богомольцы, странники и проезжие». И в дальнейшем, вплоть до предсмертной «Пошехонской старины», Салтыков помнил силу впечатлений, испытанных им от художественных произведений Аксакова. Личное знакомство Салтыкова с Аксаковым произошло 5 апреля 1858 г. в Москве. Анненков Николай Николаевич (1799—1865), генерал-адъютант, начальник Канцелярии Военного министерства в 1842—1848 гг.; член учрежденного в 1848 г. Секретного комитета для надзора за печатью, с 1862...
    3. Письмо Белоголовому Н.А. 29 июля 1881. Висбаден
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    Часть текста: но все повинуются известному лозунгу 2 . Пятерки эти рассеялись и за границей, так что Лор<ис>-Меликова убеждают быть осторожным. Сообщая мне об этом, армянин присовокупил: «наверное, уж донесли обо мне, что я с Вами и с Кошелевым виделся». Вы можете себе представить, как мне было приятно слышать это. Он-то отделается тем, что на него будут дуться, а мне, пожалуй, и перепадет кое-что. А еще пишут, что Баранов, Гейне и еще кто-то интригуют против Игнатьева и под покровительством Воронцова-Дашкова хлопочут об учреждении министерства полиции. А Игнатьев с своей стороны, вкупе с Влад<имиром> Алекс<андровичем> 3 требуют, чтоб Баранов был смещен. Одним словом, идет потеха. Я пишу это письмо единственно для того, чтоб Вам о «Дружине» сообщить, и потому, исполнив сие, умолкаю, надеясь, что рассказ мой послужит для Вас предостережением при сношениях с россиянами. Прошу Вас передать от меня и от жены наш сердечный привет многоуважаемой Софье Петровне. Я получил письмо от Михайловского 4 . Пишет, что Елисеев в Гатчине, но изъявил желание, чтоб его не посещали. Поэтому Михайл<овский> его не видал, а слышал, будто бы у него второй раз отнялся язык. Мне Елисеев на письмо не ответил. Ваш М. Салтыков . Дня четыре тому назад я писал к Вам, прося ответа. Примечания Печатается по подлиннику: ГБЛ , ф. 22, п. 7, № 9. Впервые опубликовано: «Русские ведомости», 1912, № 230, 6 октября; вторично: В. Розенберг. Журналисты безвременья. М., 1917, стр. 54—55.   1 Газете «Голос» объявлено было третье предостережение «с приостановлением издания на ...
    4. Современная идиллия. Глава 15.
    Входимость: 3. Размер: 55кб.
    Часть текста: очутиться в роли купальщика или собирателя грибов меня тошнило. Но спрашивается: что же предстоит предпринять, ежели вопрос будет поставлен так: или собирай статистику, или навсегда оставайся в списке неблагонамеренных и езди по кукуевской насыпи? Понятно, как я обрадовался, когда на другой день утром пришел ко мне Глумов. Он был весел и весь сиял, хотя лицо его несколько побледнело и нос обострился. Очевидно, он прибежал с намерением рассказать мне эпопею своей любви, но я на первых же словах прервал его. Не нынче завтра Выжлятников мог дать мне второе предостережение, а старик и девушка, наверное, уже сию минуту поджидают меня. Что же касается до племянника, то он, конечно, уж доставил куда следует статистический материал. Как теперь быть? - Бежать надо! - сразу решил Глумов. - А ты? - И я заодно. И Фаинушку с собой возьмем... бабочка-то какая! - золото! - Куда же мы побежим? - А будем постепенно подвигаться вперед. Сначала по железной дороге поедем, потом на пароход пересядем, потом на тройке поедем или опять по железной дороге. Надоест ехать, остановимся. Провизии с собой возьмем, в деревню этнографическую экскурсию сделаем, молока, черного хлеба купим, станем песни, былины записывать; если найдем слепенького кобзаря - в Петербург напоказ привезем. - Чудак! это прежде былины-то по деревням собирали, а нынче за такое дело руки к лопаткам и марш в холодную! - А...
    5. Письмо Белоголовому Н.А. 12/24 августа 1881 Висбаден
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: Рошфора? Я собственно становлюсь в тупик, и положительно боюсь, что сейчас же на меня подумают, особливо зная, что я хорош с Лор<ис>-Мел<иковым>, о чем, вероятно, донесено отсюда. «Новая газета» прекратила сама свое существование на 9-м № 3 . Вероятно, велели. Я почти не сомневаюсь, что и «Отеч<ественные> записки» перестанут существовать через 2 — 3 месяца. Да еще кáк бы не посоветовали выехать из Петербурга... Выслать, я полагаю, не вышлют, но посоветовать выехать, например, в Тверь (либерально, потому что не очень далеко) и там помолчать — право, это можно. И заметьте, что никто не охнет. Первое время, конечно, пошепчутся, а месяца через 2 — 3 заплывет. Чернышевский в этом отношении отличнейший пример — кто об нем помнит? И долго еще так будет, потому что сия яма так переполнена, что сто лет ее чисти — опять на сто лет останется. Благодарю за присылку письма Белланже. Вероятно, я остановлюсь у нее (Pl de la Madeleine, 31), но верно не могу сказать, ибо сегодня жена уехала на выставку в Франкфурт, а я — раб. Во всяком случае, 2-го или 3-го сентября утром я отыщу Вас. Я же непременно выеду в воскресенье утром в...
    6. Современная идиллия. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    Часть текста: в воспоминаниях..." - Сборник "M. E. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников". Предисловие, подготовка текста и комментарии С. А. Макашина. М., Гослитиздат, 1957. С - "Современник". "СОВРЕМЕННАЯ ИДИЛЛИЯ" Сатирический роман "Современная идиллия" - одна из вершин художественного творчества Салтыкова - вырос из рассказа под тем же названием, который писатель "вынужден был", по его словам, написать в "два вечера" - для заполнения бреши, сделанной цензурой в февральской книжке "Отеч. зап." за 1877 г. Созданный "под впечатлением <...> этого переполоха", то есть запрещения рассказа "Чужую беду - руками разведу" (см. т. 12 наст, изд.), рассказ "Современная идиллия" заключал "мысль, что для презренного нынешнего времени другой литературы и не требуется" (как с гневным сарказмом писал Салтыков П. В. Анненкову 2 марта 1877 г.) {Эта же мысль сформулирована в последних строках журнальной редакции рассказа (см. наст, том, стр. 318-319).}. Под "другой литературой" подразумевалась литература высокоидейная, откликающаяся на важнейшие события современности. Вновь написанный рассказ (в отличие от запрещенного, касавшегося судеб революционной интеллигенции 70-х годов) был посвящен изображению "утробных" похождений, которым предаются "годящие" интеллигенты (Рассказчик и Глумов),...
    7. Писарев Д.И.: Цветы невинного юмора
    Входимость: 2. Размер: 115кб.
    Часть текста: нескромные картинки. Теперь все это переменилось; наш брат-вахлак большую силу забрал и обо всем рассуждать берется; и вдохновения не признает и в Зевесовы чертоги не желает забираться, несмотря на то, что поэт весьма наглядно рассказывает, как в этих чертогах показывали одному художнику в "вечных идеалах" "волнистость спинки белой" и вообще разные такие вещи, которые "божество открывает смертным в долях малых" {Эти сведения о Зевесовых чертогах и о тамошних картинках с буквальною верностью заимствованы мною из стихотворения г." Майкова "Анакреон скульптору" {2}.}. Все это наш брат отрицает с свойственною ему грубостью чувств и дерзостью выражений; это, говорит, всё цветы фантазии; а вы нам вот что скажите: какова у поэта сила ума? и широко ли его развитие? и основательно ли его образование? - Ну, что ж это за вопросы? Уместны ли они? Деликатны ли они? Позволительно ли ставить перед собою любимца богов и допрашивать его, как провинившегося гимназиста? Когда уже дело дошло до таких неслыханных вопросов, когда утрачена вера в божественность вдохновения, когда журналы находят более интересным держать корреспондентов в Париже или в Лондоне, в Саратове или в Иркутске, чем на Парнасе или в чертогах Зевеса, тогда, конечно, мирному поэту остается только повесить свою голубушку-лиру на гвоздик и поступить на действительную службу или обратиться к мрачным заботам сельского хозяйства {3}. Если так пойдет дальше, то наступит со временем драматическая минута, когда последний поэт бросится на шею к...
    8. Забытые слова
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: еще более удручает безмолвие. Ни звука, ни шороха, ничего, кроме печати погибели. И чем больше я углубляюсь в это оголтелое царство, тем более всем существом овладевает оторопь и сознание отупелой безнадежности, в которой все кругом застыло и онемело. Ощущение оскудения постепенно заползает во все существо, и я начинаю чувствовать, что недалек тот момент, когда и внутри меня все омертвеет. Но вот я и у цели: передо мною кладбище. Точно взволнованное море, раскинулось оно на необозримое пространство вдаль и вширь, усеянное бесчисленными могильными насыпями. Заброшенность и одичалость везде наложили здесь печать свою. Храм, когда-то осенявший мертвецов, стоит полуразрушенный, с раскрытым куполом, давая приют нетопырям и ночным птицам. Колокол, некогда призывавший живых и оплакивавший мертвых, лежит разбитый у подножия храма; надмогильные памятники, ограды — все повалилось и лежит разбросанное, заросшее мхом и бурьяном. Кажется, сам ветхий Адам сложил здесь свои кости. За ним последовали поколения за поколениями и наслоялись одно над другим, пока наконец земная утроба не насытилась мертвецами. Примечания ЗАБЫТЫЕ СЛОВА (стр. 463) Начало неоконченного произведения. Опубликовано посмертно в ВЕ , 1889, № 6, с. 847—848. Рукопись (черновая) — ИРЛИ , № 278. В наст. изд. печатается по рукописи.   После того как Салтыков закончил работу над последними главами «Пошехонской старины», в его писательском труде возникла пауза. Он был измучен болезнями и, сверх того, хлопотами об издании собрания своих сочинений. «Вот уже почти 6 месяцев ничего не пишу, да и не думаю, чтоб творческая сила когда-нибудь восстановилась», — сообщал Салтыков Н. А. Белоголовому (21 февраля 1889 г.). Действительно, надежд на новый подъем творческой активности было мало. Жизнь писателя быстро приближалась к концу. Он знал это и даже собственноручно заготовил для газет текст объявления о собственной своей смерти. И все же, пользуясь краткими ...
    9. Суворин А.С.: Историческая сатира
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    Часть текста: "История одного города". По подлинным документами издал М. Е. Салтыков (Щедрин). Спб., 1870 г. По-видимому, нет ничего легче, как дать себе отчет о произведении писателя, талант которого окреп и вполне определился, и имя пользуется известностью наравне с лучшими именами нашей литературы. Но последнее произведение г. Салтыкова в читателе внимательном порождает некоторые недоумения, разрешить которые не совсем легко. "История одного города", по замыслу, есть нечто новое, есть попытка на новом поприще, на которое г. Салтыков еще не выходил: он пробует свои силы, если можно так выразиться, в исторической сатире, то есть ищет для себя образов в прошлом, не особенно далеком, что не лишает его произведение некоторого современного значения, потому что, несмотря на несомненный прогресс в нашей жизни, и более отдаленное прошлое в некоторых чертах сохраняет еще для нас интерес современности: достаточно указать на сочинение Флетчера 1 "О Государстве Русском", явившееся в XVI столетии; оно так глубоко указало на причины наших недугов, что некоторые страницы его смело могут быть вставлены в современную публицистическую статью, и ни одному...
    10. Современная идиллия. Глава 5.
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    Часть текста: тебе рюмку водки, настоянную на воспламеняющих веществах, и как ты потом чуть с ума не сошел! - припомнил и я с своей стороны. - Помню! - А помнишь ли... Словом сказать, припомнили такую массу забавных и вполне культурных шуток, что у старика даже волосы дыбом встали. - Тогда еще у меня таксы-то этой не было! - сказал он, но на этот раз так благодушно, что не укоризна слышалась в его голосе, а скорее благодарное воспоминание о шалостях, свойственных юношам, получившим образование в высших учебных заведениях. - Иван Иваныч! Как ты вырос! похорошел! - тормошил его Глумов. - И как отлично одет! - присовокупил я, - точно сбираешься в первый раз показать свою дочь на бале у Кессених! Но последние слова словно обожгли его. Он грустно взглянул на нас, и крупные слезы полились из его глаз, постепенно подмачивая объявление об издании газеты "Краса Демидрона". - Друзья! не растравляйте старых, но не заживших еще ран! - обратился он к нам совершенно растроганный, - дочь, о которой вы говорите, дочь,...