• Приглашаем посетить наш сайт
    Тютчев (tutchev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1955"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Стихотворения Кольцова
    Входимость: 3. Размер: 86кб.
    2. Тихое пристанище. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 56кб.
    3. Повести Кохановской
    Входимость: 2. Размер: 49кб.
    4. Наша общественная жизнь. VI. Ноябрь 1863 года
    Входимость: 2. Размер: 109кб.
    5. "Новые стихотворения" А. Майкова
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    6. Драматурги-паразиты во Франции
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    7. Господа Головлевы. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    8. Писарев Д.И.: Цветы невинного юмора
    Входимость: 2. Размер: 115кб.
    9. Макашин С.: Письма Салтыкова.
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    10. Человек, который смеется
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    11. Запутанное дело. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    12. Современная идиллия. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    13. Наша общественная жизнь. VIII. Январь 1864 года
    Входимость: 1. Размер: 122кб.
    14. Господа ташкентцы. Ташкентцы приготовительного класса. Параллель первая (примечания)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    15. Письма. Указатель-словарь адресатов
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    16. Характеры
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    17. Господа ташкентцы. Ташкентцы приготовительного класса. Параллель четвертая (примечания)
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    18. Дневник провинциала в Петербурге. Глава 6.
    Входимость: 1. Размер: 83кб.
    19. Письмо Пыпину А.Н. 2 апреля 1871. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    20. Добролюбов Н.А.: "Губернские очерки"
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    21. Господа Головлевы. Семейный суд. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    22. Недоконченные беседы. Глава IV
    Входимость: 1. Размер: 79кб.
    23. Письмо Шассену Ш. 24 января/5 февраля 1883. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    24. Наша общественная жизнь. I. Январь — февраль 1863 года
    Входимость: 1. Размер: 85кб.
    25. Убежище Монрепо. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    26. Письмо Шассену Ш. 13/25 августа 1883. Париж
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    27. Петербургские театры ("Наяда и рыбак")
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    28. Современная идиллия. Глава 21.
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    29. Указатель личных имен и названий периодической печати (критика и публицистика)
    Входимость: 1. Размер: 138кб.
    30. Покусаев Е.И.: М. Е. Салтыков-Щедрин (Очерк творчества). Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    31. Итоги. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    32. Письмо Шассену Ш. 19/31 августа 1881. Париж
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    33. Покусаев Е.И.: М. Е. Салтыков-Щедрин (Очерк творчества). Часть 2.
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    34. В среде умеренности и аккуратности
    Входимость: 1. Размер: 125кб.
    35. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 10.
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    36. Пошехонские рассказы. Вечер второй. Audiatur et altera pars
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    37. Бушмин А.С.: М. Е. Салтыков-Щедрин
    Входимость: 1. Размер: 110кб.
    38. "Задельная плата и кооперативные ассоциации" Жюля Муро
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    39. Прозоров В.В.: Салтыков-Щедрин М. Е. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    40. Московские письма
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    41. Невинные рассказы. Гегемониев
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    42. "Современные движения в расколе" Н. С.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    43. Каплуны. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    44. Признаки времени. Хищники
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    45. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    46. Письмо Шассену Ш. 24 апреля / 6 мая 1884. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    47. Смерть Пазухина. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    48. Признаки времени. Наш "savoir vivre"
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    49. Баскаков В.Н.: Сказки Салтыкова-Щедрина
    Входимость: 1. Размер: 47кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Стихотворения Кольцова
    Входимость: 3. Размер: 86кб.
    Часть текста: и с этой стороны она не оставляет желать ничего лучшего; но оценка таланта Кольцова носит характер исключительно эстетический, и с этой точки зрения едва ли достаточна. Что же касается до статьи Майкова, то хоть и нельзя отрицать, что она имела в свое время большое значение по вопросам, в ней возбужденным, но Кольцова собственно все-таки касалась мало. Поэтому мы не думаем, чтобы голос наш об этом вполне русском поэте был лишним в русской критической литературе. Прежде, однако ж, нежели мы приступим к самому Кольцову и его произведениям, считаем не лишним сказать несколько слов о том, что мы разумеем под словами «художественность» и «народность» — словами, с которыми нам не раз придется встретиться в продолжение настоящей статьи. Вопросу о художественности дана в последнее время слишком обширная область. Он сделался чем-то вроде вопроса о трех знаменитых единствах. Что же разумеют под словом «художественность» наши эстетики? Это, говорят одни, та прирожденная сила, которая дает художнику возможность всецело обладать избранным предметом, проникать все его подробности и самому проникаться ими; одним словом, способность отождествляться с избранным предметом. Что же это за предмет? откуда он? приходит ли извне или порождается собственною фантазиею художника? Наконец, каким путем приходит художник к обладанию «избранным» предметом? На все эти вопросы...
    2. Тихое пристанище. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 56кб.
    Часть текста: и черновой автограф окончания главы I и начала II. Сохранились следующие рукописи «Тихого пристанища»: 1) черновые автографы глав II («Веригин»), VI («Услуга») и VII («Обыск») ранней редакции (название отсутствует); 2) копия I—VII глав поздней редакции (почерками Е. А. Салтыковой и неустановленного лица) — первые пять глав с правкой Салтыкова-Щедрина и со значительными авторскими вставками на полях; 3) «Город». Наборная рукопись главы I рукой Е. А. Салтыковой, с правкой автора и его пометой: «Прошу корректуру прислать мне». В настоящем издании главы I—V «Тихого пристанища» печатаются по авторизованной копии (с учетом правки, осуществленной Салтыковым, по-видимому, при подготовке главы I для публикации в «Складчине»), главы VI—VII — по черновому автографу. «Мастерица» печатается в разделе «Из других редакций» по черновому автографу первой редакции, так как текст второй редакции близок к тексту «Тихого пристанища». История писания «Тихого пристанища» известна лишь в самых общих чертах. Возникновение замысла повести, время работы над нею, причины, побудившие...
    3. Повести Кохановской
    Входимость: 2. Размер: 49кб.
    Часть текста: Откуда пришла к нему эта свобода жизненного творчества и действительно ли существует такая свобода — это не полагается подлежащим какой-либо поверке, а просто принимается, как факт глухой, почти имеющий значение официального, из которого следует выводить всевозможные жизненные положения и отрицания. Можно догадываться, однако ж, что и эта аксиома есть плод наблюдения, но наблюдения грубого и очень неглубокого, вроде того, например, что когда человек на пути встречает лужу, то от него зависит или обойти ее, или идти в грязь. Человечество младенствующее и небогатое знаниями очень склонно к подобного рода грубым наблюдениям и к еще более грубым обобщениям их. До поверки (а поверка эта, вследствие разных условий, о которых здесь не место говорить, всегда идет очень медленно) эти обобщения называются истинами и носят характер непреложности: «Об этом не смей думать, а вот об этом не смей говорить». Совокупность подобных истин, по теории г-жи Кохановской, именуется нравственным кодексом, во главе которого самым крупным перлом красуется истина, гласящая о свободе жизненного творчества. В силу ее, несчастие, порок и заблуждение не составляют результата неприязненным образом...
    4. Наша общественная жизнь. VI. Ноябрь 1863 года
    Входимость: 2. Размер: 109кб.
    Часть текста: глубокое впечатление. Как все выходящее из ряда обыкновенного, картина породила множество самых разнообразных и противоречивых толков, но, к счастию, невежество мое спасло меня даже от поползновения прислушиваться к ним: все равно, как бы я ни прислушивался, все-таки ничего бы не понял. Если б я был знатоком, то, наверное, нашел бы в картине множество неисправностей; я сказал бы, например, что некоторые носы не довольно тщательно отделаны, что некоторым складкам на одеждах дано не совсем соответствующее положение («посмотрите, сказал бы я, как г. Тютрюмов бобровые воротники пишет!»), что скатерть на столе носит признаки слишком современного происхождения и т. д. и т. д.; с другой стороны (тоже, если б я был знатоком), я мог бы указать в картине множество таких красот, которые для простого смертного совершенно недоступны; я сказал бы: посмотрите, как добросовестно задуман такой-то нос! как искусно кинута такая-то складка! как хитро рассчитано освещение! Но повторяю: благодарение богу, я не знаток, и потому все эти неисправности и достоинства ускользают от меня. Мне нравится общее впечатление, производимое картиной; мне нравится отношение художника к своему предмету; мне нравится, что художник без всяких преувеличений разъясняет...
    5. "Новые стихотворения" А. Майкова
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    Часть текста: есть обманывало и обольщало, насколько хватало у него сил. Будучи плодом досужества, оно обращалось исключительно к досужеству же; услаждало досуги досужих людей, и это сообщало ему тот чистенький, аристократический характер, который составляет необходимую принадлежность всякого рода успокоительных веяний и усладительных снов. Я лиру томно строю Петь скорбь, объявшу дух; Приди грустить со мною! Луна, печальных друг. Так говорил поэт-художник и совершенно основательно изображался на картинках с лирой в руках и с обращенными к небу очами. «Скорбь», которую он намеревался воспеть, вовсе не была скорбью действительною, хватающею за живое; это была та тихая, сладкая и неопределенная скорбь, потребность которой в особенности сильно чувствуется досужеством. Это не скорбь, а приятное чувство томного расслабления; человек доволен и счастлив; он хорошо обставлен, не чувствует над собою тяготения страшной материальной нужды; но в то же время смутно ощущает, что ему чего-то недостает. Это что-то недостающее, это нечто, составляющее необходимую подробность в общей картине жизни, и есть та самая «грусть», во свидетельницы которой приглашается луна и которая, в виде утратившего свою едкость дыма, доходит до обоняния досужего человека (благо, щели не окончательно наглухо законопачены!) из тех низменных пространств, где она зарождается, со всеми признаками действительного, а не увеселительного горя, где она зреет и обсеменяет почву своими проклятыми семенами....
    6. Драматурги-паразиты во Франции
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    Часть текста: которые еще не опознали себя и потому пребывают некоторое время в брожении. Да, хорошо живется человечеству... в общем фокусе! всё-то успех, всё-то движение вперед! Даже тьма, даже искажение человеческого образа, даже полнейшее нравственное рабство — и то движение вперед! Но увы! идея «человечества» едва-едва начинает проникать только в историю человечества, но и не думает еще заглядывать в самую жизнь человечества. Увы! человечество живет не общими чертами, питается не отдаленными результатами, которые когда-нибудь оправдают близкие страдания. Увы! оно -------------- 1 Ganache — буквально означает лошадиную челюсть; в просторечии и именно в том смысле, в каком употребил его официальный французский драматург, слово это означает глупца. (Прим. М. Е. Салтыкова.) -------------- живет даже не всею своею массой, а только осколками этой массы, роковою силою взлетающими на верх... Оно выносит на себе, оно выкупает ценою своей крови все эти замешательства, все эти нравственные анархии, которые в будущем сулят богатую жатву, все эти «средства», которые, впоследствии, будут «оправданы результатом»... Вот в этом-то ближайшем и незаносчивом смысле, выражение «владычество варварства», следующее непосредственно за выражением «падение общества», становится уж совсем не столь фальшивым, как это кажется с первого взгляда, и если несправедливо употреблять его в абсолютном значении, то весьма и весьма позволительно...
    7. Господа Головлевы. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    Часть текста: до тех подлинных причин, которые обусловили создание великого произведения и коренятся в самой действительности, в глубинных тенденциях общественной жизни и истории литературы. Головлевская хроника первоначально не мыслилась Салтыковым как самостоятельное произведение. Она входила в «Благонамеренные речи» и задумана была в более чем скромном объеме (см. стр. 668—669). Но роман о Головлевых, конечно, не просто отпочковался от очередного художественно-публицистического цикла, а был подготовлен всем предшествующим творчеством Салтыкова, пристально интересовавшегося уходом с исторической арены «ветхих людей», дворян-душевладельцев, чиновников патриархальной складки. В преддверии новой революционной ситуации 1879—1881 годов Салтыков уже ясно видел резкие очертания пореформенной «переворотившейся» России, в социальной структуре которой свое место заняли «чумазые», Деруновы и Колупаевы, буржуазные столпы общества. Поездки за границу (1875—1876 и 1880—1881 гг.), в свою очередь, расширяли круг наблюдений, вооружали Салтыкова новыми историческими критериями, новыми социальными измерениями происходящего. Та идейно-художественная концепция, какая реализуется в романе «Господа Головлевы» и его центральном герое, могла возникнуть и определиться в полном виде лишь на позднейшей стадии творчества Салтыкова, когда у него сложилась новая повествовательная форма, новый жанр — «общественный роман» («Господа ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербурге»), когда он создал ряд крупных произведений, разоблачавших «принципы», «краеугольные камни» современного общества («История одного города», «Помпадуры и помпадурши», «Благонамеренные речи»). «На принцип семейственности, — сообщал автор Е. И. Утину 2 января 1881 года, — написаны мною „Головлевы"». Всю глубину и злободневность замысла «Господ Головлевых» можно по достоинству оценить, если вспомнить, что ...
    8. Писарев Д.И.: Цветы невинного юмора
    Входимость: 2. Размер: 115кб.
    Часть текста: в наше время поэтам; кредит их быстро понижается; бесчувственные критики и бездушные свистуны {1} подрывают в публике всякое уважение к великим тайнам бессознательного творчества. Прежде говорили о вдохновении поэта, прежде поэта считали любимцем богов и интимным собеседником муз; хотя эти мифологические метафоры грешно было принимать буквально, однакож за этими метафорами постоянно чувствовалось что-то хорошее и таинственное, неуловимое и непостижимое, что-то такое, что нашему брату-вахлаку должно оставаться навсегда недоступным; об этом нашему брату позволялось узнавать только по неясным рассказам художников, которые, "как боги, входят в Зевесовы чертоги", где им показывают весьма интересные и часто нескромные картинки. Теперь все это переменилось; наш брат-вахлак большую силу забрал и обо всем рассуждать берется; и вдохновения не признает и в Зевесовы чертоги не желает забираться, несмотря на то, что поэт весьма наглядно рассказывает, как в этих чертогах показывали одному художнику в "вечных идеалах" "волнистость спинки белой" и вообще разные такие вещи, которые "божество открывает смертным в долях малых" {Эти сведения о Зевесовых...
    9. Макашин С.: Письма Салтыкова.
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    Часть текста: частей его рукописного наследия. Известны десятки корреспондентов, письма Салтыкова к которым либо вовсе не дошли до нас, либо дошли крайне фрагментарно. Все же и сохранившаяся переписка Салтыкова значительна по объему и представляет выдающуюся ценность по важности и многообразию своего содержания. Письма Салтыкова — первейший, во многих случаях единственный, источник для установления фактов биографии писателя, для характеристики его личности, взглядов, его творческого пути. Они позволяют заглянуть во внутренний мир автора «Истории одного города» и «Господ Головлевых», уяснить его суровый образ, соприкоснуться с драматизмом его судьбы. Сверх того, многие письма имеют всю цену первоклассных исторических документов эпохи, особенно в сфере общественно-политической и духовной жизни. Наконец, письма великого художника, каким был Салтыков, интересны и важны не только извлекаемым из них познавательным материалом. Они имеют и самостоятельную ценность. Иные из них приближаются по своему содержанию, стилистической манере и языковому совершенству к страницам салтыковской...
    10. Человек, который смеется
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    Часть текста: плату "по своему усмотрению", но и право суда над рабочими в таких преступлениях (воровство), которые подлежат ведению общих судов. Из этого вытекло, во-первых, то естественное последствие, что "после двух-трех месяцев тяжкой работы рабочие по счетам хозяина не только не имели получить ничего за свою работу сверх путевых издержек и задатков, 1 но оставались перед ним в значительных долгах", и, во-вторых, то, что "по истечении трех месяцев рабочие не могли добиться, по какой цене они работают". 1 Жаль, что г. Безобразов не указал размера этих издержек и задатков. Мы, с своей стороны, конечно, готовы верить почтенному автору на слово, что эти издержки и задатки не покрывали ценности двух-трех месяцев работы, но люди, которых он именует "охранителями", чего доброго, назовут подобный способ обличения (с опущением фактов, на которых зиждется обличение) легкомысленным. (Прим. М. Е. Салтыкова-Щедрина) Само собой разумеется, что такой оригинальный способ производства ценностей мог быть выгоден лишь для одной из заинтересованных сторон, а именно для подрядчика. Последний, конечно, имел полное основание быть довольным, ибо ему представлялся случай не только исполнить даром законтрактованные работы, но еще получить некоторую прибавку в виде налагаемых на рабочих штрафов за прогульные дни, за порчу инструментов, за грубые слова и т. д. Но рабочие взглянули на это дело иначе и после многих колебаний и проволочек обратились с жалобой к мировому судье. Вот тут-то именно и случилось то, что неизбежно случается во всякой судебно-административной драме, в которой с одной стороны, в...