• Приглашаем посетить наш сайт
    Бальмонт (balmont.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1959"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Прозоров В.В.: Салтыков-Щедрин М. Е. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 5. Размер: 52кб.
    2. Петербургские театры ("Слово и дело" Ф. Устрялова)
    Входимость: 4. Размер: 79кб.
    3. Покусаев Е.И.: М. Е. Салтыков-Щедрин (Очерк творчества). Часть 4.
    Входимость: 3. Размер: 46кб.
    4. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Краткая библиография
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    5. Каплуны. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    6. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 10.
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    7. Господа Головлевы. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    8. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 4.
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    9. Макашин С.: Письма Салтыкова.
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    10. Литературные будочники
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    11. Наша общественная жизнь. VI. Ноябрь 1863 года
    Входимость: 2. Размер: 109кб.
    12. Наша общественная жизнь. VIII. Январь 1864 года
    Входимость: 2. Размер: 122кб.
    13. Стихотворения Кольцова
    Входимость: 2. Размер: 86кб.
    14. Наша общественная жизнь. ХI. Апрель 1864 года
    Входимость: 1. Размер: 101кб.
    15. Покусаев Е.И.: М. Е. Салтыков-Щедрин (Очерк творчества)
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    16. Круглый год. Первое апреля
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    17. Глупов и глуповцы
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    18. Убежище Монрепо. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 109кб.
    19. Московские песни об искушениях и невинности
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    20. Письма. Приложения. IX. Сожженные письма Салтыкова к А. М. Унковскому
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    21. Ворон-челобитчик
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    22. Невинные рассказы. Гегемониев
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    23. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    24. Признаки времени. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    25. Баскаков В.Н.: Сказки Салтыкова-Щедрина
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    26. Воспоминания прошедшего... Автора "Провинциальных воспоминаний"
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    27. Наша общественная жизнь. ХII. Октябрь ? 1864 года
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    28. Господа ташкентцы. Ташкентцы-цивилизаторы
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    29. Благонамеренные речи. Благонамеренная повесть.
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    30. Литературные кусты
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    31. Гражданский брак. Комедия Н. И. Чернявского
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    32. Дети Москвы
    Входимость: 1. Размер: 96кб.
    33. В среде умеренности и аккуратности. Отголоски. V. Чужой толк
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    34. "Несколько серьезных слов по случаю новейших событий в С.-Петербурге" М. Беницкого. "Заметки и отзывы"
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    35. Московские письма
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    36. Письмо Бахметьеву Н.Н. 30 июня 1884. Сиверская
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    37. Петербургские театры ("Горькая судьбина" А. Писемского)
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    38. Сопелковцы
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    39. "Чужая вина" Ф. Устрялова
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    40. "О русской правде и польской кривде..."
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    41. Господа ташкентцы. Ташкентцы приготовительного класса. Параллель четвертая (примечания)
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    42. Сон в летнюю ночь
    Входимость: 1. Размер: 118кб.
    43. Наша общественная жизнь. I. Январь — февраль 1863 года
    Входимость: 1. Размер: 85кб.
    44. Недоконченные беседы. Глава IV
    Входимость: 1. Размер: 79кб.
    45. "В сумерках" - сатиры и песни Д. Д. Минаева
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    46. Наша общественная жизнь. V. Сентябрь 1863 года
    Входимость: 1. Размер: 123кб.
    47. Первая русская передвижная художественная выставка
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    48. Петербургские театры (Первое представление новой драмы г. Островского)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    49. Петербургские театры ("Наяда и рыбак")
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    50. Брусин. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 32кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Прозоров В.В.: Салтыков-Щедрин М. Е. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 5. Размер: 52кб.
    Часть текста: - Н. Щедрин [15(27).I.1826, с. Спас-Угол Калязинского у. Тверской губ - 28.IV(10.V). 1889, Петербург] - прозаик, публицист, критик. Принадлежал по отцу Евграфу Васильевичу к старинному дворянскому роду, по матери Ольге Михайловне Забелиной - к купеческому сословию. Детские годы С. прошли в богатой помещичьей вотчине, расположенной на границе Тверской и Ярославской губ., в одном из глухих углов т. н. Пошехонья. В последнем своем романе "Пошехонская старина" (1887-1889) С. устами пошехонского дворянина Никанора Затрапезного поведал об атмосфере, в которой росли и формировались "дети" 30 гг.: "Детство и молодые годы мои были свидетелями самого разгара крепостного права. Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною масеою... но и во все вообще формы общежития, одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленными" (Собр. соч.: В 20 т.- М., 1975.- Т. 17.- С. 9; далее указываются том и страница). На всю жизнь запомнилась С. безропотность слабохарактерного, набожного отца и крутая властность матери, ее расчетливость, суровый нрав, бесконечные угрозы и наказания, касавшиеся не только крепостных, но и собственных детей. Семейные отношения позднее найдут свое художественное преломление в романе "Господа Головлевы". Крепостное Пошехонье навсегда останется в памяти С., постоянно возвращая к мысли о разлагающем действии узаконенного рабства на человеческую психологию. Среди сверстников С. выделяется...
    2. Петербургские театры ("Слово и дело" Ф. Устрялова)
    Входимость: 4. Размер: 79кб.
    Часть текста: музыка Дж. Россини.> Я семнадцать лет не был в Петербурге. Я оставил этот город еще в то время, когда г-жа Жулева впервые появилась в «Новичках в любви», когда г. Самойлов играл иудеев и греков, но в то же время еще старался заслужить расположение публики, когда для русской Мельпомены и русской Талии существовал только один храм — Александрийский театр, когда не было обольстительного г. Бурдина, когда г. Каратыгин изображал смешных чиновников, а г. Григорьев смешных помещиков, в то время, наконец, когда о театральном комитете и в помине не было и драматическое искусство ведалось чуть ли не капельдинерами. Теперь все это миновалось. Г-жа Жулева оставила «Новичков в любви» для высшей комедии, но, с непривычки, все еще делает жесты, не соответствующие изображаемому действию, полагая, вероятно, что чем несоответственнее жесты, тем выше будет комедия. Г-н Самойлов хотя по-прежнему играет иудеев, греков и тирольцев, но уже не заискивает в публике, а, напротив того, дает ей чувствовать, что он удостоивает играть на театре единственно из снисхождения. Гг. Григорьев и Каратыгин играют бояр, полководцев и гроссмейстеров и увеселяют публику не какими-нибудь сверхъестественными носами, лысинами и бородавками, но величественностью жестов и благородством манер. Г-н Славин из Гамлета сделался простым Юстинианом, из Кина — герольдом Гронтенгельма и от горести до того сконфузился, что не только произносит одну речь вместо другой, но даже переставляет слоги в словах; так, например, вместо «долг красен платежом» — произносит «долг платен краснежом». Но что всего удивительнее — это театральный комитет. Признаюсь, это известие даже испугало меня. «Как, — думал я, — даже и туда проник конституционализм! даже и капельдинеры и те уступают частицу своего всемогущества!» И долго бы я волновался, если б мне не сообщили, что это такой комитет, в...
    3. Покусаев Е.И.: М. Е. Салтыков-Щедрин (Очерк творчества). Часть 4.
    Входимость: 3. Размер: 46кб.
    Часть текста: семидесятых годов и позже, на склоне творческого пути, Салтыков-Щедрин обдумывал тему "забытых слов". Среди мрака и запустения настоящего, среди "царюющего зла", как маяк, светили сатирику слова, полные глубокого смысла и значения - "добро", "красота", "истина", "свобода", "справедливость" - именно эти слова в раздумьях Крамольникова, Имярека соединяются с понятиями о благе народа, о процветании страны. Забыты эти слова в обществе, где цинично эксплуатируется лживое, пустое слово, маскирующее паразитизм жизни пустоплясов, кружащихся около рабочей коняги. Горечью проникнуты страницы салтыковских сатир, где говорится об этом. И не потому, что писатель разуверился в осуществлении высоких слов-идеалов. Но потому, что история, народ, живые силы нации слишком медленно, как полагал сатирик, наполняют эти слова-идеалы страстно ожидаемым общественным содержанием. Восьмидесятые годы - завершающий этап литературной деятельности Салтыкова-Щедрина, открывшийся знаменитым циклом очерков "За рубежом". Русский сатирик-демократ уверенно вышел на международную арену, подвергнув сокрушительному, негодующему разоблачению западноевропейские буржуазные порядки, всюду и громко прославляемый парламентаризм, тщательно маскируемую капиталистическую эксплуатацию, реакционность цивилизации и культуры разбогатевших собственников. "Священнейшие основы общества" - семья, собственность и государство, столь разрекламированные буржуазными идеологами Запада, не выдерживают даже снисходительного критического анализа. Словно червь дерево, их источили лицемерие и ложь. Государство фактически находится на откупе у буржуазии, оно стоит на страже ее интересов. Успех ее политических деятелей...
    4. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Краткая библиография
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: К. И.: Салтыков-Щедрин. Краткая библиография КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Основные издания сочинений M. E. Салтыкова-Щедрина Сочинения. Тт. I-IX. Спб., изд. автора, 1889-1890. Полное собрание сочинений. Тт. I-XII. Спб., 1891-1892. Полное собрание сочинений. Тт. I-XX. М.-Л., ГИХЛ, 1933- 1941. Собрание сочинений. Тт. 1-20. М., "Худож. литература". 1965- 1977. Литература о жизни и творчестве M. E. Салтыкова-Щедрина Арсеньев К. К. Материалы для биографии Салтыкова. - "Вестник Европы", 1890. N 1 и 2; то же в изд.: M. E. Салтыков-Щедрин. Собр. соч. Т. 1, Спб., 1891. "Литературное наследство". Т. 11-12. М., Жур.-газ. объединение, 1933. "Литературное наследство". Т. 13-14. М., Жур.-газ. объединение, 1934. Иванов-Разумник Р. И. M. E. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Ч. I. "Федерация", 1930. Ольминский М. С. Щедринский словарь. М., ГИХЛ, 1937. Mакашин С. А. Салтыков-Щедрин. Биография. Т. 1. ML Гослитиздат, 1951. Maкашин С. А. Салтыков-Щедрин. На рубеже 1850-1860 годов. Биография. М., "Худож. литература". 1972. Mакашин С. А. Салтыков-Щедрин. Середина пути. 1860-е- 1870-е годы. Биография. М., "Худож. литература", 1984. M. E. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. Тт. 1-2. М., "Худож. литература", 1975. М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. М., Гослитиздат. 1959. Кирпотин В. Я....
    5. Каплуны. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    Часть текста: Ф. П. Еленева и с запретительной резолюцией министра просвещения А. В. Головнина, такой же, как на гранках «Глуповского распутства». Текст гранок восходит к неизвестной нам беловой рукописи. От чернового автографа текст гранок отличается большим количеством авторских изменений и дополнений; 3) корректурные гранки позднейшей редакции очерка в цикле-подборке «Глупов и глуповцы. I. Общее обозрение. II. Деревенская тишь. III. Каплуны» (для «Современника», 1863, № 1—2); 4) корректурные гранки январской хроники «Наша общественная жизнь» за 1863 г. с ненапечатанным в «Современнике» окончанием, представляющим собою переработанную часть очерка «Каплуны». В настоящем издании печатается по цензурному экземпляру корректурных гранок майской книжки «Современника» за 1862 г. без учета цензорской правки, с проверкой по автографу. Переработанная и сокращенная редакция, предназначавшаяся для январско-февральского номера «Современника» за 1863 г., печатается по корректурным гранкам в разделе «Из других редакций» (стр. 505—512). Редакцию, которая вошла в состав «Нашей общественной жизни», см. в т. 6 наст. изд. («Из других редакций»). Приводим важнейшие варианты черновой рукописи: Стр. 245, строка 15 сверху. После: «в наше тревожное и тяжелое время» — в рукописи было: -------------- 1 Более исправно и с приведением важнейших вариантов черновой рукописи первоначальная редакция напечатана В. В. Гиппиусом в изд. 1933—1941 гг., т. 4, стр. 279—292, 502—503. -------------- И сытость и довольство собой (эти два, несомненно, главнейшие условия действительно счастливой жизни) так удачно сочетались в нем, что оба находятся в постоянном равновесии и служат как бы необходимым друг к другу дополнением. Сытость благоприятно действует на расположение духа, сообщая ему ту ясность и благодушие, которыми никогда не могут обладать птицы голодные или оборванные, а довольство душевное, с своей стороны, помогает его...
    6. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 10.
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    Часть текста: - Т. 1. - М.: Госиздат, 1926; Т. 5. - М.-Л.: Госиздат, 1927. - 520 с. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М.Е. Собрание сочинений. В 20-ти т. - М.: Художественная литература, 1965 -1977. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М.Е. История одного города. Господа Головлевы. Сказки. - М.: Олимп; АСТ, 1999. - 720 с. АВГУСТИН. О Граде Божием. - В 4-х т. - М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. АВЕРИНЦЕВ С.С. Древнееврейская литература. // История всемирной литературы. - В 9-ти т. - Т. 1. - М.: Наука, 1983. - С. 271-302. АВЕРИНЦЕВ С.С. Бахтин, смех, христианская культура. // М.М.Бахтин как философ. - М.: Наука, 1992. - С. 7-19. АВЕРИНЦЕВ С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Coda, 1997. - 343 с. Агитационная литература русских революционных народников. Потаенные произведения 1873-1875 гг. - Л.: Наука, 1970. - 500 с. АНДРЕЕВ Д.Л. Роза Мира. - М.: Тов-во "Клышников-Комаров и К", 1993. - 303 с. АУЭР А.П. О структуре щедринского гротеска (Стилистический этюд). // Поэтика и стилистика. -...
    7. Господа Головлевы. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    Часть текста: великого произведения и коренятся в самой действительности, в глубинных тенденциях общественной жизни и истории литературы. Головлевская хроника первоначально не мыслилась Салтыковым как самостоятельное произведение. Она входила в «Благонамеренные речи» и задумана была в более чем скромном объеме (см. стр. 668—669). Но роман о Головлевых, конечно, не просто отпочковался от очередного художественно-публицистического цикла, а был подготовлен всем предшествующим творчеством Салтыкова, пристально интересовавшегося уходом с исторической арены «ветхих людей», дворян-душевладельцев, чиновников патриархальной складки. В преддверии новой революционной ситуации 1879—1881 годов Салтыков уже ясно видел резкие очертания пореформенной «переворотившейся» России, в социальной структуре которой свое место заняли «чумазые», Деруновы и Колупаевы, буржуазные столпы общества. Поездки за границу (1875—1876 и 1880—1881 гг.), в свою очередь, расширяли круг наблюдений, вооружали Салтыкова новыми историческими критериями, новыми социальными измерениями происходящего. Та идейно-художественная концепция, какая реализуется в романе «Господа Головлевы» и его центральном герое, могла возникнуть и определиться в полном виде лишь на позднейшей стадии творчества Салтыкова, когда у него сложилась ...
    8. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 4.
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    Часть текста: происшествий, всего нового и необычного, - поэтому летопись, хроника, газета естественно выходят на первый план в культуре, ориентированной в линейном времени ("письменной культуре" [Лотман 1996: 347]). Летописная форма ИОГ и само слово "история", вынесенное в заглавие, говорят о том, что в основу романа положен именно "линеарный" тип сознания. Но на самом деле картина более сложна. Две модели времени, четко разделенные и не пересекающиеся, - это абстракция. И в мифологической модели мира есть элемент линейного движения времени от сотворения мира до его конца, и в историческом сознании (например, в христианском) присутствуют мотивы "Вечного возвращения" (см.: [Успенский 1996: 28-29; Яковлева 1994: 97-101]). Как утверждает М.Элиаде [1987: 131], "в средние века господствовала эсхатологическая концепция (в двух основных ее выражениях: сотворение мира и конец света), дополненная теорией циклических колебаний, объясняющей периодическое повторение событий". По мнению А.Я.Гуревича [1984: 47], "сочетание линейного восприятия времени с циклическим, мифопоэтическим, [...] в разных формах можно наблюдать на протяжении всей истории [...]". У Щедрина исторический процесс как будто линеен. Последовательность градоначальников, более или менее точные фиксация и датировка основных событий, включенность в мировую историю (соответствие между норовом очередного петербургского временщика и политикой градоначальника, нашествие Наполеона и т.п.) - все эти черты летописи связаны с представлениями о линейном времени. Каждое событие, таким образом, единично и неповторимо. И всё же общая картина мира ИОГ имеет явно мифологический характер. Последовательность и многообразие событий - мнимые. Между ними...
    9. Макашин С.: Письма Салтыкова.
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    Часть текста: Салтыкова к которым либо вовсе не дошли до нас, либо дошли крайне фрагментарно. Все же и сохранившаяся переписка Салтыкова значительна по объему и представляет выдающуюся ценность по важности и многообразию своего содержания. Письма Салтыкова — первейший, во многих случаях единственный, источник для установления фактов биографии писателя, для характеристики его личности, взглядов, его творческого пути. Они позволяют заглянуть во внутренний мир автора «Истории одного города» и «Господ Головлевых», уяснить его суровый образ, соприкоснуться с драматизмом его судьбы. Сверх того, многие письма имеют всю цену первоклассных исторических документов эпохи, особенно в сфере общественно-политической и духовной жизни. Наконец, письма великого художника, каким был Салтыков, интересны и важны не только извлекаемым из них познавательным материалом. Они имеют и самостоятельную ценность. Иные из них приближаются по своему содержанию, стилистической манере и языковому совершенству к страницам салтыковской прозы и публицистики, блещут всеми их красками и читаются с...
    10. Литературные будочники
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    Часть текста: этому высовыванью? посредством какого рода самодеятельных умозаключений самодеятельная будочникова душа допустила язык сделать такую штуку? Не знаю, как в ком, а во мне подобное явление пробуждает только чувство сожаления. Одаренный от природы достаточным воображением, я в состоянии представить себе довольно живо ту досаду, которая должна накипать в будочнике при мысли о том, что вот народ божий и идет, и едет, куда кому надобно, и руками болтает, и вообще держит себя более или менее непринужденно, и один он, злосчастный будочник, не имеет права ни гулять, ни руками болтать, а должен стоять смирно и держать в руках алебарду. Я понимаю, что высовыванье языка означает здесь вовсе не обиду мне, проходящему и ничем не обидевшему его лицу, а просто ропот самодеятельной души на всесильную судьбу. Я воображаю и понимаю все это, и за всем тем все-таки отворачиваюсь — так противен для меня желтый, распухший, покрытый слизью будочнический язык! Но это чувство гадливости принимает во мне совсем иные размеры, когда я вижу, что роль будочника добровольно берет на себя человек, которого никто не заставляет быть будочником, и когда этот мрачный будочник-самозванец до того входит в свою роль, что сам себя приковывает к своей будке, сам по этому случаю приходит в озлобление и начинает высовывать язык всему, что не приурочило себя к будке, что чувствует себя настолько свободным, насколько это возможно в благоустроенном государстве. Приходя мало-помалу в...