• Приглашаем посетить наш сайт
    Бальмонт (balmont.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1977"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 10.
    Входимость: 10. Размер: 29кб.
    2. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 3.
    Входимость: 8. Размер: 36кб.
    3. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 8.
    Входимость: 6. Размер: 60кб.
    4. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина
    Входимость: 3. Размер: 32кб.
    5. Прозоров В.В.: Салтыков-Щедрин М. Е. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    6. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 5.
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    7. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Краткая библиография
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    8. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 6.
    Входимость: 2. Размер: 48кб.
    9. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 2.
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    10. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 4.
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    11. Суворин А.С.: Историческая сатира
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    12. Губернские очерки. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 59кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 10.
    Входимость: 10. Размер: 29кб.
    Часть текста: 1873-1875 гг. - Л.: Наука, 1970. - 500 с. АНДРЕЕВ Д.Л. Роза Мира. - М.: Тов-во "Клышников-Комаров и К", 1993. - 303 с. АУЭР А.П. О структуре щедринского гротеска (Стилистический этюд). // Поэтика и стилистика. - Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1980. - С. 14-20. АУЭР А.П. О природе символической образности в "Истории" Щедрина. // "Шестидесятые годы" в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина. - Калинин: Изд. КГУ, 1985. - С. 59-66. АУЭР А.П. Некоторые особенности поэтики М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина в историко-литературном контексте. - Калинин: Изд. КГУ, 1989. - С.93-100. БАБКИН В.Д., СЕЛИВАНОВ В.Н. Народ и власть. Опыт системного исследования воззрений М.Е.Салтыкова-Щедрина. - К.: Манускрипт, 1996. - 448 с. БАЗАНОВА В.И. "Сказки" М.Е.Салтыкова-Щедрина. - М.-Л.: Художественная литература, 1966. - 104 с. БАЗИЛЕВСКАЯ А.К. Формы учительной прозы в "Сказках" М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Русская литература 1870-1890 годов. - Сб. 7. - Свердловск: Изд. УГУ, 1974. - С. 50-61. БАХТИН М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979. - 376 с. БАХТИН М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // БАХТИН М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 121-130. БАХТИН М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. - 543 с. (а) БАХТИН М.М. Проблема текста. // БАХТИН М.М. Собрание сочинений. - В 7-ми т. - Т. 5. - М.: Русские словари, 1996. - С. 306-328. (б) БАХТИН М.М. Сатира. // Там же. - С. 11-38. [БАХТИН М.М.] Записи лекций М.М.Бахтина по истории русской литературы. Записи Р.М.Миркиной. // БАХТИН М.М. Собрание сочинений. - В 7-ми т. - Т. 2. - М.: Русские словари, 2000. ...
    2. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 3.
    Входимость: 8. Размер: 36кб.
    Часть текста: ИОГ должен был вызывать у читателей вполне определенные ассоциации с уже известными (общеизвестными) текстами. Соответственно трем слоям повествования (летописец - издатель - автор) могут быть выделены и три типа текстов-предшественников, а именно: летописи (прежде всего, конечно, "Повесть временных лет"), исторические сочинения от Карамзина до "государственной школы", пастиши и пародии (в первую очередь, пушкинская "История села Горюхина"). Такая схема несколько упрощает картину интертекстуальных связей ИОГ . Щедриноведы называют и другие, причем весьма важные источники романа: По мнению Д.С.Лихачева [1997: 114], глава "О корени происхождения глуповцев" ориентирована на историческое баснословие XVII в. Как показали И.Б.Павлова [1985] и Е.В.Литвинова [1980; 1982], Щедрин сознательно использовал в ИОГ мотивы эсхатологических текстов, в частности, старообрядческих. Т.Н.Головина [1997: 17-36] сопоставила ИОГ с европейской и американской традициями сатирических хроник. "История села Горюхина" - наиболее известный, но отнюдь не единственный...
    3. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 8.
    Входимость: 6. Размер: 60кб.
    Часть текста: советских изданиях) [90]: различные виды собственно сказок (фантастическая, сказка о животных, бытовая), а также инородный (на первый взгляд) материал - легенды, очерки, "сказка-элегия", "поучение" ("Гиена" - типичный образец средневекового жанра exemplia ), "миниатюры в жанре "моралите"" [Макашин 1989: 368], "разговор" и даже "ни-то сказка, ни-то быль". Таким образом, само понятие "сказки" у Щедрина нарочито размывается: это не "вымышленный рассказ, небывалая и даже вовсе несбыточная повесть, сказание" (Даль). По сути, единственным критерием "жанровости" оказывается включение текста в цикл: "Путем-дорогою" или "Праздный разговор", будь они напечатаны в другой книге Щедрина, никогда не привлекли бы внимание исследователей литературной сказки XIX века. Очевидно, что они связаны с другими сказками отнюдь не по формальным признакам. [90] - На правах приложений существуют несколько непристойных сказок, чья нецензурность не уменьшилась и в советское время ("Архиерейский насморк" и др.). Проблема целостности "Сказок" усложнена тем, что при жизни Щедрина цикл ни разу не был опубликован в полном составе с соблюдением авторской композиции (современные издания содержат не вполне удовлетворительную ее реконструкцию; см. об этом: [XVI.1: 445-446; Бушмин 1976: 84-87]). Кроме того, замысел "Сказок" - так же, как ИОГ и ГГ , - изменялся в процессе их создания. В 1869 г. Щедрин задумал цикл "Для детей", сложный по жанровому составу: в него, помимо первых сказок ("Повесть о том, как один мужик...", "Пропала совесть", "Дикий помещик"), входили также сатирические очерки, прямые обращения к читателям и "Стихотворения, посвященные русским детям"...
    4. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина
    Входимость: 3. Размер: 32кб.
    Часть текста: 3. Миропорядок "Сказок" Заключение Литература Библиография опубликованных фрагментов диссертации Моим родителям ПРЕДИСЛОВИЕ Работа над предлагаемым вниманию читателя исследованием началась осенью 1996 года, когда автор-третьекурсник еще не имел ни малейшего представления о состоянии дел в современном щедриноведении. Более того, если бы автор знал, какие книги и статьи появятся в ближайшие годы, то, вероятно, "Мифопоэтика Щедрина" и вовсе не была бы написана. Тем не менее, основные положения диссертации были сформулированы мною независимо от исследователей конца 1980-х - 1990-х годов; читая их труды, я испытывал, с одной стороны, удовлетворение от того, что не одинок в своих выводах, с другой же - понятную досаду. В тексте работы я старался отделить свои наблюдения и выводы от тех, что сделаны моими предшественниками. Последняя точка в диссертации была поставлена весной 2002 года. Я не смог бы остановиться, если бы продолжал пополнять "Мифопоэтику Щедрина" дальнейшей дискуссией с коллегами. Так, лишь на днях мне попал в руки "Щедринский сборник" (Тверь, 2001), где напечатаны, в частности, интересные статьи В.Ш.Кривоноса об архетипических образах и мотивах в "Господах Головлевых" и С.Ю.Николаевой о древнерусских мотивах в ранних сказках Щедрина. Некоторые исследования остались мне недоступными. Текст работы несколько...
    5. Прозоров В.В.: Салтыков-Щедрин М. Е. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    Часть текста: С. прошли в богатой помещичьей вотчине, расположенной на границе Тверской и Ярославской губ., в одном из глухих углов т. н. Пошехонья. В последнем своем романе "Пошехонская старина" (1887-1889) С. устами пошехонского дворянина Никанора Затрапезного поведал об атмосфере, в которой росли и формировались "дети" 30 гг.: "Детство и молодые годы мои были свидетелями самого разгара крепостного права. Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною масеою... но и во все вообще формы общежития, одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленными" (Собр. соч.: В 20 т.- М., 1975.- Т. 17.- С. 9; далее указываются том и страница). На всю жизнь запомнилась С. безропотность слабохарактерного, набожного отца и крутая властность матери, ее расчетливость, суровый нрав, бесконечные угрозы и наказания, касавшиеся не только крепостных, но и собственных детей. Семейные отношения позднее найдут свое художественное преломление в романе "Господа Головлевы". Крепостное Пошехонье навсегда останется в памяти С., постоянно возвращая к мысли о разлагающем действии узаконенного рабства на человеческую психологию. Среди сверстников С. выделяется живостью характера и сильной впечатлительностью. С детских лет завязалась дружба с сыном соседей-помещиков С. А. Юрьевым, будущим...
    6. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 5.
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    Часть текста: настолько важно и принципиально, что его стоит процитировать: "Итак, сказанное нами, что образовалось два различные и противоположные между собою града потому, что одни стали жить по плоти, а другие по духу, может быть выражено и так, что образовалось два града потому, что одни живут по человеку, а другие по Богу. [...] Итак два града созданы двумя родами любви, - земной любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, а небесный любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый, затем, полагает славу свою в самом себе, последний в Господе" (кн. 14, гл. 4, 28 [Августин 1994, т. 3: 8, 63]). Глупов, если рассматривать его в этой системе понятий, является градом земным; Града Божьего в мироздании ИОГ нет (см. тж.: [Головина 1997: 15-16]). Глупов, замкнутый в своей безвыходной земной реальности, обречен так же, как был обречен Рим. Его ложное бытие не находит опоры, и поэтому город переживает ряд постоянных кризисов, в том числе кризис эсхатологический. Град Божий - основа подлинного бытия, но бытие Глупова ложно, и поэтому утверждается как единственная реальность (вернее, "реальность"). Из града земного "выходят враги, против которых должен быть защищаем Град Божий" (кн. 1, гл. 1 [Августин 1994, т. 1: 2]). Глупов в лице градоначальников защищается от слабых попыток утвердить вторую, истинную реальность....
    7. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Краткая библиография
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: К. И.: Салтыков-Щедрин. Краткая библиография КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Основные издания сочинений M. E. Салтыкова-Щедрина Сочинения. Тт. I-IX. Спб., изд. автора, 1889-1890. Полное собрание сочинений. Тт. I-XII. Спб., 1891-1892. Полное собрание сочинений. Тт. I-XX. М.-Л., ГИХЛ, 1933- 1941. Собрание сочинений. Тт. 1-20. М., "Худож. литература". 1965- 1977. Литература о жизни и творчестве M. E. Салтыкова-Щедрина Арсеньев К. К. Материалы для биографии Салтыкова. - "Вестник Европы", 1890. N 1 и 2; то же в изд.: M. E. Салтыков-Щедрин. Собр. соч. Т. 1, Спб., 1891. "Литературное наследство". Т. 11-12. М., Жур.-газ. объединение, 1933. "Литературное наследство". Т. 13-14. М., Жур.-газ. объединение, 1934. Иванов-Разумник Р. И. M. E. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Ч. I. "Федерация", 1930. Ольминский М. С. Щедринский словарь. М., ГИХЛ, 1937. Mакашин С. А. Салтыков-Щедрин. Биография. Т. 1. ML Гослитиздат, 1951. Maкашин С. А. Салтыков-Щедрин. На рубеже 1850-1860 годов. Биография. М., "Худож. литература". 1972. Mакашин С. А. Салтыков-Щедрин. Середина пути. 1860-е- 1870-е годы. Биография. М., "Худож. литература", 1984. M. E. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. Тт. 1-2. М., "Худож. литература", 1975. М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. М., Гослитиздат. 1959. Кирпотин В. Я. Философские и эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина. М., Госполитиздат. 1957. Покусаев Е. И. Салтыков-Щедрин в шестидесятые годы. Саратов, 1957. Покусаев Е....
    8. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 6.
    Входимость: 2. Размер: 48кб.
    Часть текста: 617] - в этом случае финал ИОГ рассматривается как наступление реакции, конкретно - как начало правления Николая I. Подробная и доказательная статья А.П.Фута описывает приход "оно" в таком же "антиутопическом" ключе, хотя и без грубой привязки к историческим реалиям [Foote 1968]. [57] - В двенадцатом "Письме из провинции" (1870, напечатано в том же номере "Отечественных записок", что и последняя глава ИОГ) говорится о "громаде убиенных", "которую представляет собой масса". Она "от чуда ждет избавления своего из земли египетской, и никакие пророки в мире не убедят ее, что это избавление зависит от нее самой" [VII: 335]. Сторонники обеих гипотез довольно убедительно опровергали мнения своих противников - хотя, надо заметить, доводы сторонников "революционной" теории всегда отличались некоторым догматизмом. Спустя довольно продолжительное время бесперспективность традиционных подходов стала очевидной; впрочем, в многочисленных послесловиях и комментариях к массовым изданиям они сохранились до сих пор. Разумеется, не все гипотезы укладываются в противопоставление "реакции"/"революции". С.А.Макашин [1984: 442-443] высказал предположение, оказавшееся весьма...
    9. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 2.
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    Часть текста: другое? Как понимать ваше сочинение? - Как кто хочет, тот пусть так и понимает! Дмитрий Сильчевский. "Мои встречи с М.Е.Салтыковым-Щедриным". Похоже, что события, происходящие с Россией, подчиняются какой-то логике Лобачевского и их смысл - если он есть - открывается только с больших временных дистанций. А можно сказать иначе: история России есть некое четвертое измерение ее хронологии и только при взгляде из этого четвертого измерения все необъяснимые чудовищные скачки, зигзаги и содрогания ее бытия сливаются в ясную, четкую и прямую как стрела линию. Виктор Пелевин. "Папахи на башнях". 1.1. ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЩЕДРИНА. Создавая мир Одного Города, мир, существующий где-то на пересечении прошлого и настоящего, Щедрин тем самым создавал и свою модель исторического процесса, свою концепцию историографии. Эта концепция оказалась настолько радикально новой, что за прошедшее столетие критики и исследователи так и не смогли прийти к единому мнению о том, в чем же, собственно, она состоит. Основной вопрос первоначального "глупововедения" - является ли ИОГ исторической или современной сатирой - был окончательно отброшен как некорректный не так давно. Утверждение Щедрина, что он писал "не *историческую*, а совершенно обыкновенную сатиру", т.е. "сатиру, направленную против тех характеристик русской жизни, которые делают ее не совсем удобною" [VIII: 452] - утверждение это не умаляет очевидных фактов: - ИОГ есть именно история , причем тесно связанная с прошлым России и содержащая мрачные прогнозы касательно ее будущего, - в романе Щедрин оценивает (и отвергает) существовавшие в то время концепции русской истории, - проблема сущности исторического процесса всегда волновала писателя, потому что от ее решения зависело, в конце концов, и представление о будущем России. В.В.Прозоров отметил, что слово...
    10. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 4.
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    Часть текста: как правило, отражается вторая модель: движение времени однонаправлено и необратимо, события связаны между собой причинно-следственными отношениями. Такое восприятие времени ориентировано на фиксацию инцидентов, происшествий, всего нового и необычного, - поэтому летопись, хроника, газета естественно выходят на первый план в культуре, ориентированной в линейном времени ("письменной культуре" [Лотман 1996: 347]). Летописная форма ИОГ и само слово "история", вынесенное в заглавие, говорят о том, что в основу романа положен именно "линеарный" тип сознания. Но на самом деле картина более сложна. Две модели времени, четко разделенные и не пересекающиеся, - это абстракция. И в мифологической модели мира есть элемент линейного движения времени от сотворения мира до его конца, и в историческом сознании (например, в христианском) присутствуют мотивы "Вечного возвращения" (см.: [Успенский 1996: 28-29; Яковлева 1994: 97-101]). Как утверждает М.Элиаде [1987: 131], "в средние века господствовала эсхатологическая концепция (в двух основных ее выражениях: сотворение мира и конец света), дополненная теорией циклических колебаний, объясняющей периодическое повторение событий". По мнению А.Я.Гуревича [1984: 47], "сочетание линейного восприятия времени с циклическим, мифопоэтическим, [...] в разных формах можно наблюдать на протяжении всей истории [...]". У Щедрина исторический...