• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1836"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Указатель личных имен и названий периодической печати (критика и публицистика)
    Входимость: 16. Размер: 138кб.
    2. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Глава 2. Часть 1.
    Входимость: 6. Размер: 34кб.
    3. Пошехонская старина. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 74кб.
    4. Письма. Указатель-словарь адресатов
    Входимость: 2. Размер: 64кб.
    5. Салтыков-Щедрин. Автобиографии
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    6. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Глава 1. Часть 3.
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    7. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Глава 2. Часть 2.
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    8. Дети Москвы
    Входимость: 1. Размер: 96кб.
    9. Губернские очерки. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    10. Современная идиллия. Глава 5.
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    11. Современная идиллия. Глава 6.
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    12. Добролюбов Н.А.: "Губернские очерки"
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    13. Недоконченные беседы. Глава VIII
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    14. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Глава 4. Часть 5.
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    15. Бушмин А.С.: М. Е. Салтыков-Щедрин
    Входимость: 1. Размер: 110кб.
    16. Наша общественная жизнь. VII. Декабрь 1863 года
    Входимость: 1. Размер: 141кб.
    17. Письма о провинции. Письмо десятое
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    18. Господа ташкентцы. Ташкентцы приготовительного класса. Параллель вторая (примечания)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    19. Характеры
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    20. Писарев Д.И.: Цветы невинного юмора
    Входимость: 1. Размер: 115кб.
    21. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 2.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    22. Кривенко С.Н.: Михаил Салтыков-Щедрин. Его жизнь и литературная деятельность. 2. Жизнь Салтыкова в Вятке
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    23. Кривенко С.Н.: Михаил Салтыков-Щедрин. Его жизнь и литературная деятельность
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    24. Губернские очерки. Макашин С.: Сатиры смелый властелин.
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    25. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 1.
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    26. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Основные даты жизни и творчества M. E. Салтыкова-Щедрина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    27. Записки Е. А. Хвостовой. - Прошедшее и настоящее. Из рассказов Ю. Н. Голицына
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    28. Письмо Стасюлевичу М.М. 11 октября 1887. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    29. Петербургские театры ("Слово и дело" Ф. Устрялова)
    Входимость: 1. Размер: 79кб.
    30. Прозоров В.В.: Салтыков-Щедрин М. Е. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 52кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Указатель личных имен и названий периодической печати (критика и публицистика)
    Входимость: 16. Размер: 138кб.
    Часть текста: в библиографическом аппарате, в указатель не введены. Составила указатель А. М. Малахова.] Авдеев Михаил Васильевич (1821 - 1876), писатель; сотрудничал в журналах "Современник" и "Дело" - 299, 302-304, 306, 308, 310-315, 317, 318, 345, 541, 556-559, 673, 607. "Варенька. Рассказ Ивана Васильевича" - 303, 556. "Иванов" - 556. "Меж двух огней" - 299, 302-311, 556-558, 573, 607; Благолепов - 557; Камышлинцев - 304-310, 557; Мытищев - 305, 310; Мытищева Ольга - 307, 308. "Мещанская семья" - 311, 312, 315, 318, 541, 557-559. "Подводный камень" -303, 556, 558. "Романы и повести" - 556. "Тамарин" -303, 556. "Тетрадь из записок Тамарина" - 555. Авенариус Василий Петрович (1839- 1923), беллетрист, автор "антинигилистических" произведений, впоследствии - детский писатель - 46, 70, 237-240, 254, 284, 475, 488, 533, 534, 540, 551, 558, 568. "Бродящие силы" - 237, 284, 475,488, 533-535, 551, 558, 568. "Поветрие" - 237, 475, 488, 533-535,540. "Современиая идиллия" -237, 488, 533, 535. "Ты знаешь край" - 535....
    2. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Глава 2. Часть 1.
    Входимость: 6. Размер: 34кб.
    Часть текста: наслаждением, полным благоговения" - читал стихотворение старейшины тогдашних русских поэтов Ивана Ивановича Дмитриева "Освобождение Москвы": В каком ты блеске ныне зрима, Княжений, царств великих мать! Москва! России дочь любима! Где равную тебе сыскать!.. Твои сыны, питомцы славы, Прекрасны, горды, величавы, А девы розами цветут! "Немногое, сказанное в этих стихах, исчерпывало почти все содержание моего отрочества. С самых ранних лет я тяготел к Москве, чувствовал себя сыном ее..." Эти автобиографические строки, написанные Салтыковым сорок лет спустя, открывают сатирический очерк "Дети Москвы"; в них ощущается скрытая ирония. Однако несомненно, что Салтыков в самом деле всегда тяготел к Москве. Сильное чувство "культа к Москве" овладело юным "питомцем славы" в первый же год обучения в Дворянском институте. Культ этот доходил до того, что и позднее, уже ставши воспитанниками Царскосельского лицея, молодые москвичи (среди них были и Михаил Салтыков, и его приятель по Дворянскому институту и лицею Иван Павлов), когда летом разъезжались на каникулы по домам, в свои "дворянские гнезда", "всякий раз, приближаясь к Москве, требовали, чтоб дилижанс остановился на горке, вблизи Всесвятского  1 , затем вылезали из экипажа и целовали землю...". 1 Старинное село вблизи Москвы, на Петербургской дороге. Действительно, Салтыков знал Москву с детских лет, побывав в ней впервые, по-видимому, еще в пятилетнем возрасте. Москва детских впечатлений Салтыкова - Москва улочек, переулков, небольших, чаще всего деревянных особнячков и церквушек старого Арбата, Москва средне- и мелкодворянского быта, столь красочно описанного в "московских главах" "Пошехонской старины". Здесь, в Арбатской части (Москва в то время была разделена на так называемые "части"), сначала в Хлебном, а потом в Большом Афанасьевском переулках жил в собственном доме ...
    3. Пошехонская старина. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 74кб.
    Часть текста: (дата последней доработки рукописей 1883 г., относившихся к «Пошехонским рассказам»; см. об этом ниже и в статье). Сохранилось пять рукописей — четыре черновых (№ 236—239— автографы) и наборная (№ 240, рукой Е. А. Салтыковой, с поправками автора). Первая рукопись (№ 236), датируемая декабрем 1883 года — фактически начало не хроники «Пошехонская старина», а рассказа «об обстановке дворянского дома и воспитании дворянского сына в былые годы» из цикла «Пошехонские рассказы». Заглавие рукописи: «Пошехонские рассказы. Вечер шестой. Пошехонская старина». Материал рассказа, переработанный и дополненный в 1886—1887 годах, образовал I, II, III и, отчасти, V главы «Пошехонской старины». Текст рукописи печатается в наст. томе в разделе Из других редакций. Вторая рукопись (№ 237), незавершенная, в первом своем слое также относится еще не к хронике, а к рассказу «об обстановке дворянского дома...» и, по-видимому, датируется в этом слое тем же декабрем 1883 года. Ее первоначальное заглавие повторяет заглавие первой рукописи (см. выше). Авторская правка рукописи образует в ней второй слой текста. Он «переводит» «Пошехонский рассказ» в начало хроники «Пошехонская...
    4. Письма. Указатель-словарь адресатов
    Входимость: 2. Размер: 64кб.
    Часть текста: сената, затем в Министерстве внутренних дел, вышел в отставку в 1852 г.; в 1858—1859 гг. редактировал журнал «Русская беседа», в 1861—1865 гг. — газету «День», в 1867—1868 гг. — газету «Москва», в 1880—1885 гг. — газету «Русь»; в 1858—1878 гг. был одним из руководителей Славянского благотворительного комитета. В конце 50-х годов Салтыков поддерживал дружеские отношения с семьей Аксаковых, в частности с братьями Иваном и Константином Сергеевичами, с которыми его сближали идеи самобытности русской народной жизни и отношение к вопросу об отмене крепостного права. Начиная с 60-х годов эволюция И. С. Аксакова к реакционному панславизму сделала невозможным их дружеские отношения. И. С. Аксаков и его газеты «День» и «Русь» стали предметом постоянной щедринской критики. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791—1859), писатель. Его «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» оказали определенное влияние как на замысел, так и на форму первых произведений Салтыкова, из жизни народа. С. Т. Аксакову Салтыков посвятил первопечатную журнальную публикацию своих рассказов о крестьянах и раскольниках в «Губернских очерках» — «Богомольцы, странники и проезжие». И в дальнейшем, вплоть до предсмертной «Пошехонской старины», Салтыков помнил силу впечатлений, испытанных им от художественных произведений Аксакова. Личное знакомство Салтыкова с Аксаковым произошло 5 апреля 1858 г. в Москве. Анненков Николай Николаевич (1799—1865), генерал-адъютант, начальник Канцелярии Военного министерства в 1842—1848 гг.; член учрежденного в 1848 г. Секретного комитета для надзора за печатью, с 1862 г. — киевский, подольский и волынский генерал-губернатор; член следственной комиссии, разбиравшей в апреле 1848 г. «дело Салтыкова». С этим...
    5. Салтыков-Щедрин. Автобиографии
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    Часть текста: в Лицей за отличие в науках. Начал писать еще в Лицее, где за страсть свою к стихотворству претерпевал многие гонения, так что должен был укрывать свои стихотворные детища в сапоге, дабы не подвергнуть их хищничеству господ воспитателей, не имевших большого сочувствия к словесным упражнениям. В то время Лицей был еще полон славой знаменитого воспитанника его, Пушкина, и потому в каждом почти курсе находился воспитанник, который мечтал сделаться наследником великого поэта. Первое напечатанное стихотворение было: «Лира» («Библ<иотека> для чтения» 1840 г.); потом несколько стихотворений было напечатано в «Современнике» 1843 и 1844 годов. Прозаические сочинения были печатаемы в «Отеч<ественных> записках» 1847 и 1848 г., где в это же время, а равно и в «Современнике», было напечатано несколько рецензий Салтыкова. С 1848 по 1856 — в литературной деятельности перерыв. Служил с 1844 по 1848 г. в Канцел<ярии> Военного м<инистерст>ва; с 1848 по 1856 — в Вятской губ<ернии> в качестве чин<овника> ос<обых> пор<учений> при губ<ернаторе> и советника Губ<ернского<п<равлен>ия; с 1856 г. чин<овником> ос<обых>...
    6. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Глава 1. Часть 3.
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    Часть текста: нищих, калек, монахов; разные монастырские постройки - академия, большой Успенский собор и маленькие церкви и церквушки. Но даже не это многолюдство и суета затронули душу мальчика, хотя все это было пестро и необычно. Щеголеватые и самодовольные монахи ему явно не понравились. Но все же что-то незабываемое - сказочное - осталось в памяти от первого посещения Троице-Сергиевой лавры. Всенощная служба в Успенском соборе поразила маленького Мишу Салтыкова. "Переход от наружного света делал храм несколько мрачным, но это было только на первых шагах. Чем больше мы подвигались, тем становилось светлее от множества зажженных лампад и свеч... Пело два хора: на правом клиросе молодые монахи, на левом старцы. Я в первый раз услышал толковое церковное пение, в первый раз понял..." В особенности поразительно было пение старцев. "Заунывное, полное старческой скорби, оно до боли волновало сердце..." - пение, тонувшее в темноте соборных сводов и как бы вновь возвращавшееся печалью и болью сердца... Пробуждались спавшие дотоле душевные глубины, волнующая и вдохновляющая способность сочувствовать и сострадать - может быть, самая главная составляющая поэтического, художественного таланта. Под глубоким впечатлением проникновенного пения старцев, умудренных долгим горьким опытом жизни, Михаил в первый раз нечто понял... Тогдашний церковно-религиозный обиход требовал чтения Библии, и дети знакомились с ее историями и притчами во время церковных служб и по устным пересказам, сами еще читать не умея. В сущности говоря, это была...
    7. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Глава 2. Часть 2.
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: Московского университета, среди них и Белинского) - профессора Н. И. Надеждина рассуждал в этой речи Межевич о том, что наступает время рождения нового, современного и народного искусства, которое "не должно быть ни классическим, ни романтическим - ибо время классицизма и романтизма, время младенчества и юности человечества, прошло невозвратно - но слиянием этих двух направлений, примирением их, должно быть выражением жизни возмужалой, гармониею внешней красоты форм с внутренним могуществом духа, должно быть всеобщим и, следовательно, самобытным, народным". Кому из всей этой пестрой толпы слушателей мог быть понятен смысл и пафос рассуждений молодого "старшего учителя" (Межевичу был тогда двадцать один год)? Кто из них способен был не только усвоить, но хотя бы только уловить тонкости этой диалектики "всеобщего" и "народного"? Но именно о народном и национальном, об индивидуальных формах, в которых живет всеобщая идея, горячо спорили в кружке Станкевича. Об искусстве и его отношении к "массе народа", "волнуясь и спеша", писал в своей первой, за год до речи Межевича напечатанной,...
    8. Дети Москвы
    Входимость: 1. Размер: 96кб.
    Часть текста: генеалогии, придуманной поэтом, Россия, будучи матерью Москвы, становится бабушкой относительно княжений и царств. Напротив, это казалось даже трогательным. Ежели мать — баловница по ремеслу, то для бабушки и придумать другое занятие трудно. Каких желать лучших условий для процветания княжений! Княжения! это слово, изданное Карамзиным в двенадцати томах (в то время еще у всех в свежей памяти), наполняло мою душу восторгом. Казалось, что и на меня, сидящего в четырех стенах «заведения», падает оттуда какой-то луч, и что, не признай я за этим волшебным словом освещающего значения, я немедленно утону в безрассветной тьме, а вместе с тем утрачу и право именовать себя «питомцем славы». А для меня это право было очень важно, ибо оно давало в будущем возможность, умалчивая о не весьма славных чинах, вроде коллежского регистратора или отставного корнета, прямо подписываться: «к сему заемному письму питомец славы такой-то руку приложил». Вообще я был юноша восторженный, любящий и благодарный. Я всех благодарил: великого князя Святослава — за то, что он ел конину, спал под открытым небом и имел свидание с Иоанном Цимисхием; великую княгиню Ольгу — за то, что она искусно отомстила древлянам смерть Игоря; великого князя Владимира — за то, что он сказал: веселие Руси есть пити (я уже в то время догадывался, что слова эти предвещали...
    9. Губернские очерки. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    Часть текста: - 1977. ГУБЕРНСКИЕ ОЧЕРКИ "Губернские очерки", появлявшиеся в печати отдельными рассказами и сценами в 1856 - 1857 гг., составили первое крупное произведение Салтыкова. Возникновение замысла "Губернских очерков" и работа над ними относятся ко времени возвращения писателя из Вятки, куда он был сослан Николаем I на службу в 1848 г. Салтыков вернулся в Петербург в начале 1856 г., незадолго до Парижского мира. Этим миром закончилась Крымская война, в которой "царизм, - по словам Ф. Энгельса, - потерпел жалкое крушение" [К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 22, М., Госполитиздат, 1962, стр. 40]. В этих условиях само правительство не считало ни возможным, ни целесообразным сохранение в полной неприкосновенности существующего порядка вещей. На очередь стала ликвидация крепостного права - коренного социального зла старой России, которое камнем лежало на пути прогрессивного решения всех основных задач, стоявших перед страной. Начавшийся исторический перелом, с одной стороны, отозвался в жизни русского общества "небывалым отрезвлением", потребностью критически взглянуть на свое прошлое и настоящее, а с другой стороны, вызвал волну оптимистических ожиданий, связанных с появившейся надеждой принять активное участие в "делании" истории. В этой обстановке и возникли "Губернские очерки" - одно из этапных произведений русской литературы. "Помним мы появление г-на Щедрина в "Русском вестнике", - писал в 1861 г. Достоевский. - О,...
    10. Современная идиллия. Глава 5.
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    Часть текста: alibi {Неприкосновенность к делу.} в настоящем случае немыслимо. - "Чижик, чижик! где ты был?" - помнишь? - допрашивал Глумов. - Помню! - ответил он, тщетно усиливаясь сообщить твердость дрогнувшему голосу. - А помнишь ли, как я однажды поднес тебе рюмку водки, настоянную на воспламеняющих веществах, и как ты потом чуть с ума не сошел! - припомнил и я с своей стороны. - Помню! - А помнишь ли... Словом сказать, припомнили такую массу забавных и вполне культурных шуток, что у старика даже волосы дыбом встали. - Тогда еще у меня таксы-то этой не было! - сказал он, но на этот раз так благодушно, что не укоризна слышалась в его голосе, а скорее благодарное воспоминание о шалостях, свойственных юношам, получившим образование в высших учебных заведениях. - Иван Иваныч! Как ты вырос! похорошел! - тормошил его Глумов. - И как отлично одет! - присовокупил я, - точно сбираешься в первый раз показать свою дочь на бале у Кессених! Но последние слова словно обожгли его. Он грустно взглянул на нас, и крупные слезы полились из его глаз, постепенно подмачивая объявление об издании газеты "Краса Демидрона". - Друзья! не растравляйте старых, но не заживших еще ран! - обратился он к нам совершенно растроганный, - дочь, о которой вы говорите, дочь, которая была украшением балов Марцинкевича, - ее уже нет! И моей милой, беленькой Амалии, которая угощала вас, господин Глумов, шмандкухеном, и ее уже нет! Всех, всех пережило это бедное, старое сердце... и не разбилось! О, это было хорошее, светлое, счастливое время, несмотря на то, что я тогда носил фрак, перешитый из вицмундира, оставшегося после титулярного советника Поприщина! - Но теперь... разве ты несчастлив? - О, теперь!!! теперь - я только тень того веселого Ивана Иваныча, которого вы когда-то знавали в этой самой квартире! Хотя же, no-наружности, я и имею вид благородного отца, но, в сущности, я - тапер более, нежели когда-либо! - Но отчего же ты помолодел? - Такова...