• Приглашаем посетить наш сайт
    Набоков (nabokov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1905"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Письма. Условные сокращения.
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    2. Указатель личных имен и названий периодической печати (критика и публицистика)
    Входимость: 4. Размер: 138кб.
    3. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 2.
    Входимость: 3. Размер: 60кб.
    4. Герцо-Виноградский С.Т.: Взгляд на деятельность г. Щедрина
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    5. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    6. Письма. Указатель-словарь адресатов
    Входимость: 2. Размер: 64кб.
    7. Убежище Монрепо. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    8. Баскаков В.Н.: Сказки Салтыкова-Щедрина
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    9. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 6.
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    10. Господа ташкентцы. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    11. Письмо Плещееву А.Н. 11 марта 1885. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    12. Скабичевский А.М.: Г. Щедрин как современный гениальный писатель
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    13. Письмо Плещееву А.Н. Ноябрь 1885. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    14. Письма к тетеньке. Письмо третье, редакция, запрещенная цензурой.
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    15. Суворин А.С.: Историческая сатира
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    16. Благонамеренные речи. По части женского вопроса
    Входимость: 1. Размер: 96кб.
    17. Макашин С.: Утраченные сочинения и наброски Салтыкова. 1849-1855 гг.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    18. Сатиры в прозе. Погоня за счастьем (комедия)
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    19. Письмо Салтыкову Д.Е. 13 октября 1855. Вятка
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    20. Недоконченные беседы. Глава I
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    21. Письмо Плещееву А.Н. 14 сентября 1887. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    22. Покусаев Е.И.: М. Е. Салтыков-Щедрин (Очерк творчества). Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    23. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 10.
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    24. Письмо Плещееву А.Н. 31 декабря 1876 — 1883. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    25. Прозоров В.В.: Салтыков-Щедрин М. Е. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    26. Сатиры в прозе. Недовольные (сцена)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    27. Либерал
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    28. Макашин С.: О Пошехонской старине.
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    29. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 5.
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    30. Письмо Салтыкову Д.Е. 28 ноября 1855. Вятка
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    31. Письмо Плещееву А.Н. 13 ноября 1885. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 1кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Письма. Условные сокращения.
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    Часть текста: исторического музея, Москва. ГИАЛО — Государственный исторический архив Ленинградской области. ГПБ — Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки им. M. E. Салтыкова-Щедрина, Ленинград. ГЦТМ — Отдел рукописей Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина, Москва. ИРЛИ — Отдел рукописей Института русской литературы (Пушкинского дома) Академии наук СССР, Ленинград. ИРЛИ, ф. 155. Журналы Литфонда за... — Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, ф. 155. Журналы заседаний Комитета Литературного фонда за... ИРЛИ, ф. 155. Приложения к журналам Литфонда за... — Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, ф. 155. Приложения к журналам Комитета Литературного фонда за... ЦГАЛИ — Центральный Государственный архив литературы и искусства СССР, Москва. ЦГАОР — Центральный Государственный архив Октябрьской революции, Высших органов государственной власти и государственного управления СССР, Москва. ЦГВИА — Центральный Государственный Военно-исторический архив СССР, Москва. ЦГИА — Центральный Государственный исторический архив СССР, Ленинград. Б. Для печатных источников Цитаты из сочинений и писем M. E. Салтыкова-Щедрина указываются: 1) с римской нумерацией томов по Изданию 1933 — 1941; 2) с арабской нумерацией томов по настоящему изданию. Арсеньев. Материалы... — К. К. Арсеньев. Материалы для биографии M. E. Салтыкова-Щедрина. Страницы указываются по изданию: Полное собрание сочинений М. Е. Салтыкова (Н. Щедрина), изд. 5-е. СПб., изд. А. Ф. Маркса, 1905—1906, т. 1, 1905. Арсеньев. Материалы... — К. К. Арсеньев. Материалы для биографии М. Е. Салтыкова-Щедрина. Страницы указываются по изданию: Полное собрание сочинений М. Е. Салтыкова (Н. Щедрина), изд. 5-е. СПб., изд. А. Ф. Маркса, 1905—1906, т. I, 1905. Архив Карабихи — «Архив села Карабихи». Письма Н. А. Некрасова и к Некрасову. Примечания составил Н. Ашукин. М., 1916. БВ — газета «Биржевые ведомости». Белоголовый — Н....
    2. Указатель личных имен и названий периодической печати (критика и публицистика)
    Входимость: 4. Размер: 138кб.
    Часть текста: А. М. Малахова.] Авдеев Михаил Васильевич (1821 - 1876), писатель; сотрудничал в журналах "Современник" и "Дело" - 299, 302-304, 306, 308, 310-315, 317, 318, 345, 541, 556-559, 673, 607. "Варенька. Рассказ Ивана Васильевича" - 303, 556. "Иванов" - 556. "Меж двух огней" - 299, 302-311, 556-558, 573, 607; Благолепов - 557; Камышлинцев - 304-310, 557; Мытищев - 305, 310; Мытищева Ольга - 307, 308. "Мещанская семья" - 311, 312, 315, 318, 541, 557-559. "Подводный камень" -303, 556, 558. "Романы и повести" - 556. "Тамарин" -303, 556. "Тетрадь из записок Тамарина" - 555. Авенариус Василий Петрович (1839- 1923), беллетрист, автор "антинигилистических" произведений, впоследствии - детский писатель - 46, 70, 237-240, 254, 284, 475, 488, 533, 534, 540, 551, 558, 568. "Бродящие силы" - 237, 284, 475,488, 533-535, 551, 558, 568. "Поветрие" - 237, 475, 488, 533-535,540. "Современиая идиллия" -237, 488, 533, 535. "Ты знаешь край" - 535. Аверкиев (у Салтыкова - Фрол Скобеев) Дмитрий Васильевич (1836-1905), драматург, беллетрист и критик; сотрудничал в журнале "Эпоха" - 102, 103, 496, 559. "Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей Нардын-Нащокина дочери Аннушке" - 318, 496, 559. "Мамаево побоище" - 496. Абрамов Михаил Петрович, директор основанной при императоре Петре I петербургской типографии - 334, 568. Авсеенко Василий Григорьевич (1842- 1913), писатель; в 1860-1861 гг. сотрудничал в "Русском слове"; в 70-х годах выступал со статьями в "Русском вестнике"; автор "антинигилистических" романов - 441-443, 562, 606, 607. "На распутьи" - 441-443, 606, 607. "Опять щедринские помпадуры" - 607. Агриппина Юлия Младшая (16-59), жена римского императора Клавдия, которого отравила, стремясь доставить императорскую корону своему сыну Нерону, была убита Нероном - 265 Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), поэт, публицист и литературный критик славянофильского...
    3. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 2.
    Входимость: 3. Размер: 60кб.
    Часть текста: ли это на историю России или же это что-нибудь другое? Как понимать ваше сочинение? - Как кто хочет, тот пусть так и понимает! Дмитрий Сильчевский. "Мои встречи с М.Е.Салтыковым-Щедриным". Похоже, что события, происходящие с Россией, подчиняются какой-то логике Лобачевского и их смысл - если он есть - открывается только с больших временных дистанций. А можно сказать иначе: история России есть некое четвертое измерение ее хронологии и только при взгляде из этого четвертого измерения все необъяснимые чудовищные скачки, зигзаги и содрогания ее бытия сливаются в ясную, четкую и прямую как стрела линию. Виктор Пелевин. "Папахи на башнях". 1.1. ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЩЕДРИНА. Создавая мир Одного Города, мир, существующий где-то на пересечении прошлого и настоящего, Щедрин тем самым создавал и свою модель исторического процесса, свою концепцию историографии. Эта концепция оказалась настолько радикально новой, что за прошедшее столетие критики и исследователи так и не смогли прийти к единому мнению о том, в чем же, собственно, она состоит. Основной вопрос первоначального "глупововедения" - является ли ИОГ исторической или современной сатирой - был окончательно отброшен как некорректный не так давно. Утверждение Щедрина, что он писал "не *историческую*, а совершенно обыкновенную сатиру", т.е. "сатиру, направленную против тех характеристик русской жизни, которые делают ее не совсем...
    4. Герцо-Виноградский С.Т.: Взгляд на деятельность г. Щедрина
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    Часть текста: отступлениях от обыденного порядка речи. Благодаря этому учебнику, устраняется множество затруднений, встречаемых учениками при переводе французских текстов. Когда я перелистывал этот учебник, мне пришла следующая мысль: вот, думал я, было бы недурно, если бы кто-нибудь составил для русской публики учебник, с помощью которого устранялись бы затруднения, встречаемые этой публикой в многоразличных отступлениях того или другого писателя от обыденных интеллектуальных порядков. Как ни ограничен у нас круг (два-три и обчелся) писателей, представляющих собою "отступления от обыденного порядка", тем не менее, - дело не в количестве, а в качестве этих писателей, - такой учебник весьма желателен. Раз имелся бы этот учебник, мы не присутствовали бы при таком комическом недоразумении, какое, напр., случилось в нашем обществе по поводу "Благонамеренных речей" г. Щедрина. А г. Щедрин представляет собою одно из видных "отступлений" в нашей литературе. Отсутствие желанного мною "учебника" сделало из г. Щедрина, в глазах общественного мнения, какого-то литературного enfant prodigue 1 , не поддающегося никаким прокрустовым ложам. Может быть, читатель помнит, что эта за штука такая - прокрустово ложе? Ложе это получило свое название по имени своего основателя Прокруста, который укладывал встречного и поперечного на это ложе, и ежели встречный оказывался длиннее ложа, то Прокруст отрубливал такому встречному ноги;...
    5. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    Часть текста: творчества Глава III. Салтыков - петрашевец. Рецензии и повести Глава IV. Салтыков о вятской ссылке Глава V. "Губернские очерки" Глава VI. Салтыков в Рязани и Твери. Статьи 1861 года о кре-стьянской реформе. Отставка Глава VII. Продолжение "Губернских очерков". "Книга об уми-рающих" Глава VIII. Глуповский цикл. "Сатиры в прозе" и "Невинные рассказы" Глава IX. Журнал Салтыкова "Русская правда". Пьеса "Тени" и повесть "Тихое пристанище" Глава X. Салтыков в "Современнике" Глава XI.Салтыков в "Свистке". Полемика с Достоевским. Служба. Окончательная отставка ПРЕДИСЛОВИЕ В кругах революционно настроенной молодежи - и народнической, и социал-демократической - произведения Салтыкова-Щедрина перед 1917 г. и, особенно, накануне 1905 г. пользовались большим вниманием и любовью. Для многих беспощадная щедринская критика глуповского головотяпства, безудержного творчества больших и малых администраторов была исходным моментом критического отношения к действительности. Картины дворянского оскудения, материального и духовного, развеселого чавканья торжествующей буржуазии, народного горя и страдания настойчиво влекли молодежь к вдумчивому анализу общественных отношений. Горький смех сатирика над "карасями-идеалистами", "премудрыми пискарями" призывал к откровенной критике собственной личности, к борьбе с общественной дряблостью, сантиментальным прекраснодушием и рабьим непротивлением злу. Начинающим пропагандистам произведения Салтыкова, как и произведения Г. Успенского, давали богатейший иллюстрационный материал для критики русской социально-экономической и политической действительности. Смех салтыковской сатиры был конкретен, неотвратим, неотразим высшей точкой направленности. Живая действительность, с ее очередными вариациями мотивов из эпопеи города Глупова, новыми выпусками портретной галереи помпадуров,...
    6. Письма. Указатель-словарь адресатов
    Входимость: 2. Размер: 64кб.
    Часть текста: поддерживал дружеские отношения с семьей Аксаковых, в частности с братьями Иваном и Константином Сергеевичами, с которыми его сближали идеи самобытности русской народной жизни и отношение к вопросу об отмене крепостного права. Начиная с 60-х годов эволюция И. С. Аксакова к реакционному панславизму сделала невозможным их дружеские отношения. И. С. Аксаков и его газеты «День» и «Русь» стали предметом постоянной щедринской критики. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791—1859), писатель. Его «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» оказали определенное влияние как на замысел, так и на форму первых произведений Салтыкова, из жизни народа. С. Т. Аксакову Салтыков посвятил первопечатную журнальную публикацию своих рассказов о крестьянах и раскольниках в «Губернских очерках» — «Богомольцы, странники и проезжие». И в дальнейшем, вплоть до предсмертной «Пошехонской старины», Салтыков помнил силу впечатлений, испытанных им от художественных произведений Аксакова. Личное знакомство Салтыкова с Аксаковым произошло 5 апреля 1858 г. в Москве. Анненков Николай Николаевич (1799—1865), генерал-адъютант, начальник Канцелярии Военного министерства в 1842—1848 гг.; член учрежденного в 1848 г. Секретного комитета для надзора за печатью, с 1862 г. — киевский, подольский и волынский генерал-губернатор; член следственной комиссии, разбиравшей в апреле 1848 г. «дело Салтыкова». С этим «делом» и связано единственное известное письмо Салтыкова к Анненкову. Анненков Павел Васильевич (1813 или 1812—1887), литературный критик и мемуарист, первый биограф Пушкина, редактор и издатель его сочинений (1855). В 40-х годах был близок с В. Г. Белинским, Н. В. Гоголем,...
    7. Убежище Монрепо. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    Часть текста: русской деревни, поднятыми в свое время апрельским (1863) и февральским (1864) обозрениями «Нашей общественной жизни», а также очерком «В деревне» (см. т. 6). В «Убежище Монрепо» проставлены, однако, несколько иные тематические акценты. В цикле отсутствуют, например, «подробности мужицкого быта», занимающие столь значительное место в произведениях 60-х годов. Основное внимание автора сосредоточено на попытках поместного дворянина выйти из того социально-исторического кризиса, в который поставило его пореформенное развитие, а также на надеждах «культурного человека» обрести настоящее дело на путях «рационального» хозяйствования. Всем своим художественно-публицистическим содержанием «Убежище Монрепо» убеждало, что эти попытки и надежды несостоятельны, безрезультатны. В этом, собственно, и смысл названия цикла, куда введен характерный в дворянской буколике и помещичьем речевом обиходе галлицизм «Монрепо» (mon repos — мой отдых), служивший обозначением тихого, уединенного уголка, места покоя и отдохновения от житейских забот. В ироническом осмыслении Салтыкова «Монрепо» — «собственный угол», последнее пристанище вытесняемого ...
    8. Баскаков В.Н.: Сказки Салтыкова-Щедрина
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    Часть текста: творений и наиболее читаемая из книг Салтыкова. За небольшим исключением они создавались в течение четырех лет (1883 - 1886) на завершающем этапе творческого пути писателя. По широте затронутых вопросов и обозрения социальных типов книга сказок представляет собою как бы художественный синтез творчества писателя. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлена в салтыковских сказках во множестве картин, миниатюрных по объему, но огромных по своему идейному содержанию. В богатейшей галерее типических образов, исполненных высокого художественного совершенства и глубокого смысла, Салтыков воспроизвел всю социальную анатомию общества, коснулся всех основных классов и социальных группировок - дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции, тружеников деревни и города, затронул множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем, широко представил и глубоко осветил всевозможные течения и оттенки общественной мысли - от реакционных до социалистических. Самый общий и основной смысл произведений сказочного цикла заключается в развитии идеи непримиримости социальных противоречий в эксплуататорском обществе, в развенчании всякого рода иллюзорных надежд на достижение социальной гармонии помимо активной борьбы с господствующим режимом, в стремлении поднять самосознание угнетенных и пробудить в них веру в собственные силы, в пропаганде социалистических идеалов и необходимости общенародной борьбы за их грядущее торжество. В сказке "Медведь на воеводстве" самодержавная Россия символизирована в образе леса, и днем и ночью гремевшего "миллионами голосов, из которых одни представляли агонизирующий вопль, другие - победный клик". Эти слова могли бы быть поставлены эпиграфом ко всему сказочному циклу и служить в качестве идейной экспозиции к картинам, рисующим жизнь классов и социальных групп в состоянии непрекращающейся междоусобной войны. В сложном идейном содержании сказок ...
    9. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 6.
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    Часть текста: как действующему лицу, в споре между дворянской земщиной и бюрократией, осо-бенно обострившемся при проведении в жизнь вопроса об освобождении крестьян. В ряды служилой бюрократии Салтыков по-пал сразу же по выходе из школы, продолжая эту службу и в вятской ссылке, и по возвращении из нее: в 1856 - 1857 гг. он служил в Петербурге чиновником особых поручений при министре внутренних дел, работая в эти же годы над "Губернскими очер-ками". Очерки эти сыграли некоторую роль в дальнейшем слу-жебном повышении Салтыкова. Начиналась "эпоха великих реформ", правительству нужны были "честные чиновники", чтобы "искоренить злоупотребления"; тогда еще думали, что вся беда в злоупо-треблениях, а не в системе. Сохранился рассказ о том, как Сал-тыков был представлен брату государя, великому князю Констан-тину Николаевичу, возглавлявшему "либеральную партию" при дворе. Обличитель провинциального бюрократизма, Салтыков был признан подходящим человеком, чтобы не только сатирически опи-сывать этот бюрократизм, но и проводить либеральную правительственную...
    10. Господа ташкентцы. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    Часть текста: многих его произведений летопись тех усилий и ухищрений, которыми продлевал свое историческое существование обреченный строй. Капитализм оборачивался к Салтыкову отнюдь не теми своими сторонами, в которых заключалась его историческая прогрессивность, а иными - мрачными, цинически-деляческими, хищными. Салтыков "подозревал" в российской буржуазии "реформатора, который придет, старый храм разрушит, нового не возведет и, насоривши, исчезнет". Разница между этими и прежними хозяевами жизни - всего лишь в размахе и размере аппетитов, в степени хищнической прыти. Никаких задатков исторического творчества русская буржуазия, с его точки зрения, не имеет. Она всего лишь новый паразит на теле народа, усугубляющий его страдания. Опустошение и ограбление - вот единственные плоды, которые она приносит. С ее появлением на общественной арене пульс жизни стал лихорадочней, безудержная алчность открыто и нагло вторглась во все сферы человеческого существования. Хищнический характер этой эпохи все более и более явственно определял для писателя своеобразие...