• Приглашаем посетить наш сайт
    Экранизации (video.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1929"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Современная идиллия. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 50кб.
    2. Характеры
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    3. Московские письма
    Входимость: 2. Размер: 88кб.
    4. Литературные будочники
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    5. Господа ташкентцы. Ташкентцы приготовительного класса. Параллель первая (примечания)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    6. Невинные рассказы. Развеселое житье
    Входимость: 1. Размер: 83кб.
    7. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 7.
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    8. Письмо Некрасову Н.А. 11/23 мая 1876. Баден-Баден
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    9. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 10.
    Входимость: 1. Размер: 118кб.
    10. Письмо Некрасову Н.А. 1/13 апреля 1876. Ницца
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    11. Письмо Некрасову Н.А. 21 декабря 1875 / 2 января 1876
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    12. Господа Головлевы. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    13. Письмо Некрасову Н.А. 4/16 сентября 1875. Париж
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    14. Признаки времени. Наш "savoir vivre"
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    15. Современная идиллия. Из других редакций.
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    16. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Предисловие автора.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    17. Похвала легкомыслию
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    18. Письмо Некрасову Н.А. 6/18 апреля 1876. Париж
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    19. Письмо Некрасову Н.А. 29 декабря 1875 / 10 января 1876
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    20. Для следующих номеров "Свистка"...
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    21. Письма к тетеньке. Продолжение письма третьего, запрещенного цензурой. Вторая редакция. Неоконченная.
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    22. Письмо Некрасову Н.А. 3/15 мая 1876. Париж
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    23. Указатель личных имен и названий периодической печати (критика и публицистика)
    Входимость: 1. Размер: 138кб.
    24. Наша общественная жизнь. IХ. Февраль 1864 года
    Входимость: 1. Размер: 95кб.
    25. Пошехонские рассказы. Вечер пятый. Пошехонское "дело"
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    26. Пестрые письма. Письмо III
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    27. Письмо Унковскому А.М. Конец декабря 1875 — начало января 1876. Ницца
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    28. Наша общественная жизнь. VII. Декабрь 1863 года
    Входимость: 1. Размер: 141кб.
    29. Письмо Некрасову Н.А. 2/14 октября 1875. Париж
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    30. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 8.
    Входимость: 1. Размер: 92кб.
    31. Письма к тетеньке. Продолжение письма третьего, запрещенного цензурой. Первая редакция.
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    32. Современная идиллия. Глава 15.
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    33. "Приключения, почерпнутые из моря житейского"... А. Вельтмана
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    34. В среде умеренности и аккуратности
    Входимость: 1. Размер: 125кб.
    35. Письмо Некрасову Н.A. До 8 июня 1876. Петербург
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Современная идиллия. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 50кб.
    Часть текста: Салтыкова (Щедрина). Изд. книгопродавца Н. П. Карбасникова. СПб., 1883. Изд. 1933-1941 - Н. Щедрин (M. E. Салтыков). Полн. собр. соч. в двадцати томах. М., ГИХЛ, 1933-1941. ИРЛИ - Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР в Ленинграде. ЛИ - "Литературное наследство". М. Вед. - "Московские ведомости". НВ - "Новое время". ОЗ - "Отечественные записки". РМ - "Русский мир". PC - "Русская старина". "Салтыков в воспоминаниях..." - Сборник "M. E. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников". Предисловие, подготовка текста и комментарии С. А. Макашина. М., Гослитиздат, 1957. С - "Современник". "СОВРЕМЕННАЯ ИДИЛЛИЯ" Сатирический роман "Современная идиллия" - одна из вершин художественного творчества Салтыкова - вырос из рассказа под тем же названием, который писатель "вынужден был", по его словам, написать в "два вечера" - для заполнения бреши, сделанной цензурой в февральской книжке "Отеч. зап." за 1877 г. Созданный "под впечатлением <...> этого переполоха", то есть запрещения рассказа "Чужую беду - руками разведу" (см. т. 12 наст, изд.), рассказ "Современная идиллия" заключал "мысль, что для презренного нынешнего времени другой литературы и не требуется" (как с гневным сарказмом писал Салтыков П. В. Анненкову 2 марта 1877 г.) {Эта же мысль сформулирована в последних строках журнальной редакции рассказа (см. наст, том, стр. 318-319).}. Под "другой литературой" подразумевалась литература высокоидейная, откликающаяся на важнейшие события современности. Вновь написанный рассказ...
    2. Характеры
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    Часть текста: вестника», однажды вскричал: «Сей журнал мыслит и рассуждает именно так, как бы я сам мыслил и рассуждал!» -------------- 1 По примеру редакции «Русского вестника», почти никогда не согласной с мнениями своих сотрудников, долгом считаем заявить, что мы ни в чем не согласны с автором «Характеров». — Ред. -------------- Другой землевладелец, прочитывая тот же журнал, сказал: — Здесь пишет и сочиняет В. А. Кокорев, нашего уезда откупщик! Носятся слухи, что после недавней попытки нарушения общественного спокойствия со стороны некоторых вассалов «Русского вестника» в редакции этого журнала возникал вопрос: «Благоразумно ли было с таким упорством нападать на кн. Черкасского за проект его относительно употребления «детских розог»?» Решение последовало такое: «Неблагоразумно, но делать нечего». Некоторая академия предложила для соискания следующую задачу: на каком логическом основании место Белинского занял в «Отечественных записках» г. Дудышкин? По обыкновению, прислано было множество сочинений, из которых увенчано премиями два: первое, получившее полную премию, гласило: «На том же основании, на каком место г. Дудышкина займет со временем г. Басистов»; второе, удостоенное лишь половинной премии, отвечало: «На том основании, что г. Дудышкин прежде того находился на службе в комиссариатском департаменте». Справедливость, однако ж, требует сказать, что премия за последнее сочинение присуждена едва ли не пристрастно. Из Мадрита пишут: «Торжественный въезд в столицу маршала О’Доннеля совершенно не удался; внимание публики было всецело поглощено полемикою между г-жою Тур и «Русским вестником». В особенности всех занимало то...
    3. Московские письма
    Входимость: 2. Размер: 88кб.
    Часть текста: Бодянский и Капустин поют: Не увлекшийся прогрессом, Ты, продукт родной страны, Служишь скромно интересам Государственной казны! 2 Еду ли по Спиридоновке, мимо редакции «Дня», мне чудится, сквозь тьму, царствующую в ее окнах, что там есть -------------- 1 Взято из водевиля «Гризетка Лизетта, или Нас не оставит бог!». (Прим. М. Е. Салтыкова.) 2 Взято из водевиля «Сила судьбы, или Волшебный четвертак». (Прим. М . Е. Салтыкова.) -------------- какой-то храм, в котором стоит богиня Народности, перед которой преклоняет колена И. С. Аксаков и приносит в жертву цыпленка, приготовленного á la polonaise 1 , а гг. Погодин, Бессонов и Беляев поют: Ты, Аксаковым воспетый, О, славян могучий род! Что-то выйдет из атлета? Мускулистейший урод! 2 Знаете ли что? Даже когда я проезжаю мимо Лоскутного трактира — и тогда мне кажется, что там не готовят, а молебны Молоху служат. Мне чудится, что стоит главный повар и обдумывает, каким бы образом устроить, чтобы целого слона в кастрюлю уложить; стоят кругом поварята и, разиня рот, ожидают, что вот-вот главный повар скажет предику, и вдруг вода закипит в кастрюлях, и вдруг начнут с боку на бок перевертываться на сковородках чудодейственные поросята и до отвращенья откормленные индейки. Даже когда я проезжаю по Арбату, Плющихе и проч., мимо всех этих запустелых и не освещенных домов, то и тогда мне кажется, что там скрываются безвестные, покрытые пылью богини и боги, вокруг которых стоят почтенные московские обыватели и поют гимны Праздности... Каких результатов достигло и из-за чего хлопочет в Москве поклонение Науке, Народности, Молоху и Праздности — об этом я расскажу вам в следующих письмах; теперь же буду говорить исключительно о театре. Как ни строго впечатление, производимое на меня московском театром, я, не далее как на этих днях, решился, однако ж, войти туда. Вхожу — как будто ...
    4. Литературные будочники
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: выходит не дурно. Я рассуждаю так потому, что «свистуны» народ молодой, веселый, добродушный, следовательно, если и высовывают языки, то именно тем, кому следует, и тогда, когда следует. Притом же и языки у них востренькие, чистенькие, как есть человеческие языки. Видеть такие языки даже приятно. Но представьте себе, что перед вами неожиданно высовывает язык будочник; представьте себе, что это язык старый, желтый, распухший, покрытый слизью; представьте себе, что будочник злой и остервенелый, что он озлился именно вследствие того, что не имеет возможности отойти от своей будки, и высовывает язык всему, что ходит на свободе, что не приковано к будке... Какое чувство должно возбудить подобное высовывание языка? Где найти объяснение этому высовыванью? посредством какого рода самодеятельных умозаключений самодеятельная будочникова душа допустила язык сделать такую штуку? Не знаю, как в ком, а во мне подобное явление пробуждает только чувство сожаления. Одаренный от природы достаточным воображением, я в состоянии представить себе довольно живо ту досаду, которая должна накипать в будочнике при мысли о том, что вот народ божий и идет, и едет, куда кому надобно, и руками болтает, и вообще держит себя более или менее непринужденно, и один он, злосчастный будочник, не имеет права ни гулять, ни руками болтать, а должен стоять смирно и держать в руках алебарду. Я понимаю, что высовыванье языка означает здесь вовсе не обиду мне, проходящему и ничем не обидевшему его лицу, а просто ропот самодеятельной души на всесильную судьбу. Я воображаю и понимаю все это, и за всем тем все-таки отворачиваюсь — так...
    5. Господа ташкентцы. Ташкентцы приготовительного класса. Параллель первая (примечания)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: над второй (см. стр. 703). Текст журнальной публикации очерка содержит немногочисленные, но в ряде случаев интересные разночтения по сравнению с текстом отдельных изданий. Так, перечень авторов "избраннейших романов", книги которых наполняли библиотеку господского дома в селе Перкали, в ОЗ и изд. 1873 был такой: "Габорио, Флобер, Фейдо, Понсон-дю-Терайль и прочее". В изд. 1881 Салтыков заменил Флобера бульварным романистом Монтепеном. По-видимому, эта замена характеризует изменение отношения Салтыкова к Флоберу, с которым он лично познакомился в 1876 году в Париже. Кроме того, рассуждения Nicolas о нигилистах завершались в "Отечественных записках" сатирическим откликом на одно из мест статьи о "нечаевском деле", помещенной в "С. - Петербургских ведомостях" (1871, Э 180): "Как сказал один мой знакомый фельетонист, - это Хлестаковы, представители собственной разгоряченной фантазии!" В "С.-Петербургских ведомостях" Нечаев действительно сравнивался с Хлестаковым: "Это Хлестаков-агитатор, Хлестаков, сознательно...
    6. Невинные рассказы. Развеселое житье
    Входимость: 1. Размер: 83кб.
    Часть текста: есть, или сердце в тебе стосковалося — кинь ты жизнь эту нуждную, кинь заботу эту черную, поклонись ты лесу дремучему: «Лес, мол, государь, дремучий бор! ты прими меня странного, ты прими бесчастного-бесталанного. Разутешь ты, государь, душу мою горькую, разнеси тоску мою по свету вольному! Чтоб знал вольный свет, какова есть жизнь распрелютая, чтоб ведали люди прохожие-проезжие, как сиротское сердце в груди встосковалося, в вольном воздухе душа разыгралася». Народу у нас предовольно. И из Рязани, и из Казани, и из-под самого Саратова, есть и казенные, есть и барские, однако больше барские... Бывают и кавалеры: эти больше от «зеленых лугов» в лесу спасаются. Народ все тертый: и в воде тонул, и в огне горел; стало быть, как зачнет тебе сказы сказывать — заслушаешься. Иной, братец, головы два раз лишался, а все голова на плечах болтается, иной кавалер и за отечествие ровно уж слишним отличку показал, и в паратах претерпение видел, а все в живых стоит. Никто как бог. Один кавалер рапортовал: пуля ему в самый лоб треснула, разлетелась это голова врозь, посинели руки-ноги, ну и язык тоже: буде врать, говорит... Что ж, сударь? к дохтуру — не помог; к командиру — не помог; сам брихадный был — не помог,...
    7. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 7.
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    Часть текста: Глава 7. Глава VII ПРОДОЛЖЕНИЕ "ГУБЕРНСКИХ ОЧЕРКОВ. "КНИГА ОБ УМИРАЮЩИХ" I Чиновник особых поручений в Петербурге, вице-губернатор в Рязани и Твери - Салтыков продолжал оставаться надворным со-ветником Щедриным, помещая под этим псевдонимом целый ряд очерков в журналах 1857 - 1862 гг. Творческие планы Салтыкова за эти годы можно вскрыть анализом последовательно появлявшихся его произведений и характерными данными, сохранившимися в его черновых рукописях. Представляется несомненным, что сперва Сал-тыков задумал написать четвертый том "Губернских очерков" (тре-тий вышел в сентябре 1857 года), и в течение двух ближайших лет (1857 - 1859 гг.) напечатал целый ряд произведений, теснейшим образом примыкающих к "Губернским очеркам" и по темам, и по стилю, и по действующим лицам. Вот эти произведения в хроноло-гическом порядке их появления в журналах, не всегда совпадающего с порядком их написания: 1. Смерть Пазухина. Комедия в 4-х действиях. "Русский Вестник" 1857 г.. No 10. 2. Жених. "Современник" 1857 г., No 10. 3. Приезд ревизора. "Русский Вестник" 1857 г., No 12. 4. Святочный рассказ. "Атеней" 1858 г., No 1 - 2. 5. Утро у Хрептюгина. "Библиотека для Чтения" 1858 г., No 2. 6. Развеселое житье. "Современник" 1859 г., No 2. 7. Соглашение ("Недавние комедии"). 8. Погоня за счастьем ("Недавние комедии"). "Время" 1862 г., No 4. Как видно из этого списка, между февралем 1858 и февралем 1859 гг. мы имеем пробел в одни год, в течение которого Салтыков, только что назначенный рязанским вице-губернатором, не имел времени для художественного творчества, весь уйдя в служебную работу. За этот год он напечатал, как сейчас это увидим, только два небольших отрывка "Из книги об умирающих", которую за-думал почти одновременно с планом продолжения "Губернских очерков". Следует отметить также, что одна из напечатанных...
    8. Письмо Некрасову Н.А. 11/23 мая 1876. Баден-Баден
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: под названием «Благонамеренные речи» я туда не посылал, а послал — о чем и Вам писал — ту статью, которая когда-то была сожжена в «Отеч<ественных> зап<исках>», под названием «Страшный год» 4 . Но Суворин, как и водится, бросился с нею к цензорам, которые и сказали ему, что лучше обождать. Но дело в том, что я обещал дать что-нибудь, во-первых, потому, что об этом меня Лихачев очень просил, а во-вторых, и потому, что меня уверили, что газета имеет сочувствие Ваше и Елисеева 5 . Сидя за границей, в этом отношении можно легко заблудиться — это тоже одно из неудобств, неприятное даже больше, чем другие. Я же, собственно, думаю, что «Новое время» — газета ёрническая. Замечательно, что, разбирая «Отеч<ественные> зап<иски>», оно никогда, ни одним словом не упоминает обо мне. Это означает, что есть за пазухой камень. Но ведь и у меня есть таковой. Я сегодня еще писал к Лихачеву, что девиз «Нового времени» — неуклонно идти вперед, но через задний проход 6 . Содомитяне первые подали пример такого поступания. Впрочем, черт с ними. Благодарю Вас за известие о намерениях Белоголового: иначе я прождал бы его без конца, а теперь мои руки развязаны. Что-то предполагает делать Елисеев? Я, вероятно, выеду отсюда с Тургеневым, ...
    9. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 10.
    Входимость: 1. Размер: 118кб.
    Часть текста: вну-тренних дел был назначен Валуев, программой которого было: всячески итти навстречу интересам и желаниям помещиков и же-стоко подавлять малейшие признаки крестьянского недовольства. Но - так или иначе - освобождение крестьян стало совершив-шимся фактом, и повернуть назад колесо истории было уже не под силу никаким министрам, никакому правительству. Эту отмену крепостного права Салтыков считал единственным великим ре-зультатом всей либеральной шумихи шестидесятых годов, - вели-ким потому, что действующим лицом здесь явился сам народ. Мысль эту он неоднократно высказывал в своих статьях. Правительственные реформы не были, однако, закончены осво-бождением крестьян; несмотря на реакцию второй половины ше-стидесятых годов, реформы государственного строя диктовались насущной финансовой необходимостью, как это уже достаточно подробно выяснено историческим изучением той эпохи. Большие и малые реформы постепенно вводились еще в течение целого ряда лет. Так, например, законоположением от 4 июля 1861 года были уничтожены откупа (мы помним, как ядовито отозвался на это Салтыков в своем глуповском цикле), а 1 января 1862 года был введен акциз на водку. Началось спаивание крестьян прави-тельством, дававшее казне не одну сотню миллионов рублей еже-годно. 25 декабря 1862 года была произведена анекдотическая полицейская реформа; более серьезное значение имела реформа университетская - университетский устав, введенный 18 июня 1863 года. Несмотря на всю свою реакционность, устав этот ока-зался слишком либеральным двадцатилетием позднее, в эпоху реак-ции...
    10. Письмо Некрасову Н.А. 1/13 апреля 1876. Ницца
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Н. А. НЕКРАСОВУ 1/13 апреля 1876. Ницца Ницца. 13 апреля. Посылаю Вам, многоуважаемый Николай Алексеевич, небольшую статью 1 . Два пакета на имя конторы. Не знаю, напечатаете ли Вы ее: во-первых, она не вполне цензурна по сюжету и, во-вторых, довольно скучна. Вы удивитесь, конечно, что сам автор так отзывается о своей статье, но я написал ее, потому что так было нужно по ходу моих идей. Во всяком случае, не откажите приказать набрать ее, а там сами увидите, но корректуру все-таки оставьте до моего возвращения. Может быть, Вы, зная современные обстоятельства, найдете, что можно напечатать. Что касается до меня, то я совсем на этот счет спутался, хотя всем организмом чувствую, что близко время, когда я и опять встану на стезю. «Отеч<ественные> зап<иски>» 3 № я получил. «Горе старого Наума» — одна из прелестнейших Ваших вещей. Со мною чудеса делаются: я то болен и в одну ночь так похудею, что щеки ввалятся, то опять здоров и так же быстро полнею. Это и прежде со мной бывало, а теперь — беспрестанно. Нервы окончательно расшатаны. 17-го я еду в Париж, так что Вы получите мое письмо, когда я уже буду там. Остановлюсь я в той же гостинице, в какой стоял и прежде, т. е. rue Lafitte, 38, Hôtel Meklembourg. Я писал Унковскому и Елисееву, что не знаю, где буду жить, но теперь все разъяснилось 2 . Передайте им, буде можно, мой адрес. В Париже проживу недели с три и отправлюсь в Баден-Баден — надо же где-нибудь существовать. Надоело мне за границей страшно, а между тем, по мере сближения времени возвращения на родину, чувствую какую-то тупую тревогу. Очень уж много там беготни и сплетен. И все-таки деваться больше некуда, а потому между 20 — 25 мая буду в Петербурге. Прощайте, будьте здоровы; ежели не лень, то дайте знать об себе. Искренно преданный Вам М. Салтыков. Передайте мой поклон Зинаиде Николаевне. Примечания Печатается по...