• Приглашаем посетить наш сайт
    Булгаков (bulgakov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1963"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. В среде умеренности и аккуратности
    Входимость: 4. Размер: 125кб.
    2. Наша общественная жизнь. VIII. Январь 1864 года
    Входимость: 3. Размер: 122кб.
    3. Господа Головлевы. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 53кб.
    4. Сон в летнюю ночь
    Входимость: 2. Размер: 118кб.
    5. Добролюбов Н.А.: "Губернские очерки"
    Входимость: 2. Размер: 88кб.
    6. Господа ташкентцы. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    7. Назаренко М.: Щедрин в творческом сознании русских писателей 20 века
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    8. Пошехонские рассказы. Вечер второй. Audiatur et altera pars
    Входимость: 2. Размер: 65кб.
    9. Прозоров В.В.: Салтыков-Щедрин М. Е. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    10. Современная идиллия. Глава 8.
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    11. Суворин А.С.: Историческая сатира
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    12. Письмо Анненкову П.В. 6/18 октября 1875. Париж
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    13. Записки Е. А. Хвостовой. - Прошедшее и настоящее. Из рассказов Ю. Н. Голицына
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    14. Пошехонские рассказы. Вечер первый. По Сеньке и шапка
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    15. Один из деятелей русской мысли (Тимофей Николаевич Грановский)
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    16. "В сумерках" - сатиры и песни Д. Д. Минаева
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    17. Губернские очерки. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    18. Письма о провинции. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    19. Петербургские театры ("Наяда и рыбак")
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    20. Убежище Монрепо. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    21. В больнице для умалишенных. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    22. Напрасные опасения
    Входимость: 1. Размер: 92кб.
    23. Господа ташкентцы. Они же
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    24. Круглый год. Первое сентября
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    25. Литература на обеде
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    26. Запутанное дело. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    27. Повести Кохановской
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    28. Современная идиллия. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    29. Больное место
    Входимость: 1. Размер: 92кб.
    30. Письмо Анненкову П.В. 15/27 февраля 1876. Ницца
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    31. Господа ташкентцы
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    32. Убежище Монрепо. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 109кб.
    33. Дневник провинциала в Петербурге. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    34. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Краткая библиография
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    35. Наша общественная жизнь. IV. Май 1863 года
    Входимость: 1. Размер: 113кб.
    36. Признаки времени. Наш "savoir vivre"
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    37. Покусаев Е.И.: М. Е. Салтыков-Щедрин (Очерк творчества). Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    38. Современная идиллия. Глава 21.
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    39. В среде умеренности и аккуратности. Господа Молчалины. Глава IV
    Входимость: 1. Размер: 111кб.
    40. Современная идиллия. Глава 24.
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    41. Бушмин А.С.: М. Е. Салтыков-Щедрин
    Входимость: 1. Размер: 110кб.
    42. Перемелется - мука будет. Комедия в пяти действиях И. В. Самарина
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    43. Ковалевская Софья: М. Е. Салтыков (Щедрин)
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    44. Дети Москвы
    Входимость: 1. Размер: 96кб.
    45. В среде умеренности и аккуратности. Отголоски. V. Чужой толк
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    46. Петербургские театры ("Горькая судьбина" А. Писемского)
    Входимость: 1. Размер: 53кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. В среде умеренности и аккуратности
    Входимость: 4. Размер: 125кб.
    Часть текста: самую способность чем-либо интересоваться и что-либо желать; когда всякий думает только о себе, а в соседе своем видит ненавистника; когда подозрительность становится общим законом, управляющим человеческими действиями; когда лучшие умы обуреваются одним страстным желанием: бежать, скрыться, исчезнуть. В такие минуты слишком выдающаяся известность может очень серьезно компрометировать. Одних — в глазах современников, других — в глазах потомства. Первое дает себя чувствовать непосредственно и отравляет жизнь неосторожно прославившегося человека в настоящем; второе хотя и не сказывается осязательно в настоящем, но нужно быть или совсем безумным, или совсем бессовестным, чтоб не понимать, что попасть в историю с нехорошим прозвищем — все-таки вещь далеко не лестная. Примеров громкой известности первой категории я указывать не стану. Для нас покамест это еще дело новое, хотя в людях, которых жизнь представляет сплошную борьбу с квартальными надзирателями, и у нас недостатка нет. Из репутации второй категории укажу на известного английского судью Чжоффриза, который был настолько бессовестен, что совсем позабыл о существовании истории и ее суда. Однако история вспомнила о нем и заклеймила его имя неувядаемым позором, в том, конечно, расчете, что пример этого чудовища послужит спасительным предостережением для воспитанников средних учебных заведений. У нас подобных блестящих репутаций до сих пор не было; тем не менее фамилия тайного советника Шешковского в свое время пользовалась настолько громкою известностью, что быть приглашенным к нему считалось честью не совсем безопасною. И что же! Даже наша скромная история, олицетворяемая «Русскою стариною» и «Русским архивом», уклоняется от выдачи похвального аттестата его громкой деятельности! Я уверен, что если бы Шешковский мог провидеть, что на страницах «Русской старины» будут от времени до времени появляться анекдоты об его подвигах, то он...
    2. Наша общественная жизнь. VIII. Январь 1864 года
    Входимость: 3. Размер: 122кб.
    Часть текста: Чему мы радуемся? Что жалеем? О, оставим лучше астрономов в покое доказывать все, что им доказывать надлежит, и будем жить, как живется, ничего от себя не утаивая, но ничего и не преувеличивая. И в старом году хорошо жилось, и в новом хорошо будет житься. Это уж так изначала заведено, чтоб всегда жилось именно так, как живется. И если иногда тебе кажется, о птенец! что мир не всегда идет так, как бы ему идти надлежало, то это не что иное, как горькое, детское твое заблуждение, которое потому только и прощается, что тебе, как птенцу, заблуждаться приличествует. В сем мире все предусмотрено, все подчинено неизменным законам; заблуждения и мудрость, увлечения и трезвый глас рассудка, жар и холод — все это заранее размещено но своим местам, все это следовало, следует и будет следовать одному раз навсегда определенному церемониалу. Птенцы заблуждаются, старцы постепенно умудряются, юность увлекается и впадает в ошибки, зрелость подмечает эти ошибки, и если они не внимают трезвому голосу рассудка, то вычеркивает их, потому что в числе ее обязанностей, кроме убеждения посредством голоса...
    3. Господа Головлевы. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 53кб.
    Часть текста: целых поколений русских людей. И в этом своеобразном процессе общественного воспитания особая роль принадлежала роману Салтыкова «Господа Головлевы» — роману, который открыл читающей России образ Иудушки, вошедший в галерею мировых сатирико-нарицательных типов. Когда критически осмысливается такой литературный шедевр, законно стремление добраться сквозь частные факты и биографические подробности, поясняющие внешнюю историю его появления, до тех подлинных причин, которые обусловили создание великого произведения и коренятся в самой действительности, в глубинных тенденциях общественной жизни и истории литературы. Головлевская хроника первоначально не мыслилась Салтыковым как самостоятельное произведение. Она входила в «Благонамеренные речи» и задумана была в более чем скромном объеме (см. стр. 668—669). Но роман о Головлевых, конечно, не просто отпочковался от очередного художественно-публицистического цикла, а был подготовлен всем предшествующим творчеством Салтыкова, пристально интересовавшегося уходом с исторической арены «ветхих людей», дворян-душевладельцев, чиновников патриархальной складки. В преддверии новой революционной ситуации 1879—1881 годов Салтыков уже ясно видел резкие очертания пореформенной «переворотившейся» России, в социальной структуре которой свое место заняли «чумазые», Деруновы и Колупаевы, буржуазные столпы общества. Поездки за границу (1875—1876 и 1880—1881 гг.), в свою очередь, расширяли круг наблюдений, вооружали Салтыкова новыми историческими критериями, новыми социальными измерениями происходящего. Та идейно-художественная концепция, какая реализуется в романе «Господа Головлевы» и его центральном герое, могла возникнуть и определиться в полном виде лишь на позднейшей стадии творчества Салтыкова, когда у него сложилась новая повествовательная форма, новый жанр — «общественный роман» («Господа ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербурге»), когда он создал ряд крупных...
    4. Сон в летнюю ночь
    Входимость: 2. Размер: 118кб.
    Часть текста: слово: «наплевать!» После чего мы разошлись по домам. Впрочем, за исключением этой маленькой неловкости, все шло как по маслу. Юбилей, о котором идет речь, был устроен нами в честь нашего департаментского помощника экзекутора (кажется, что он в то же время пользовался титулом главноуправляющего клозетами). Нынче вообще в ходу юбилеи. Сначала праздновали юбилеи генералов, отличавшихся в победах неодолением, потом стали праздновать юбилеи действительных статских советников, выказавших неустрашимость в перемещениях и увольнениях, а наконец, дошла до нас весть, что департамент «Всеобщих Умопомрачений» с успехом отпраздновал юбилей своего архивариуса. Вот тогда-то мы, чиновники департамента «Препон», и решили: немедленно привлечь к ответственности по юбилейной части почтеннейшего нашего помощника экзекутора, Максима Петровича Севастьянова. Севастьянов, по правде сказать, совсем даже позабыл, что 15 июля 1875 года минет пятьдесят лет с тех пор, как он облачен в вицмундир министерства «Препон и Неудовлетворений», и тридцать с той минуты, как он доверием начальства был призван на пост помощника экзекутора, к обязанности которого главнейшим образом относился надзор за исправным содержанием департаментских клозетов. Для него было, в сущности, все равно, что пять, что пятьдесят лет, ибо клозеты, или заменяющие их установления, одинаково существовали как в первое пятилетие его государственной деятельности, так и в последнее. Он даже не помнил, точно ли он когда-нибудь в первый ...
    5. Добролюбов Н.А.: "Губернские очерки"
    Входимость: 2. Размер: 88кб.
    Часть текста: толпе беспечных зрителей, - и те, смотря на него и "вящшим жаром возгоря", отважно ринулись на поле бескровной битвы со всемогущим оружием слова. Публика все еще с любопытством следит за зрелищем этих подвигов, а рассказы в щедринском роде прежде всего прочитываются в журналах. Но нельзя не видеть, что теперь нет уже ни в публике, ни в литературе прежнего увлечения, прежней горячности и что многие донашивают теперь сочувствие к общественным вопросам, как старомодное платье. Кто начал читать русские журналы только с нынешнего года и не имеет понятия о том, что было у нас два года тому назад, тот потерял несколько прекраснейших минут жизни. Странно говорить об этом времени как о давно прошедшем; но тем не менее нельзя сомневаться в том, что оно прошло и что не скоро русская литература дождется опять такой же поры. Мы вообще как-то очень скоро и внезапно вырастаем, пресыщаемся, впадаем в разочарование, не успевши даже хорошенько очароваться. Растем мы скоро, истинно по-богатырски, не по дням, а по часам, но, выросши, не знаем, что делать с своим ростом. Нам внезапно делается тесно и душно, потому что в нас образуются всё широкие натуры, а мир-то наш узок и низок, - развернуться негде, выпрямиться во весь рост невозможно. И сидим мы, съежившись и сгорбившись "под бременем познанья и сомненья" 1 в совершенном бездействии, пока не расшевелит нас что-нибудь уже слишком чрезвычайное. Один из ученых профессоров наших, разбирая народную русскую литературу, с удивительной прозорливостью сравнил русский народ с Ильей Муромцем, который сидел сиднем тридцать лет и потом вдруг, только выпивши чару пива крепкого от калик перехожиих, ощутил в себе ...
    6. Господа ташкентцы. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    Часть текста: "Книги об умирающих" (см. т. 3) претворился из плана сочинения, которое могло стать эпитафией крепостничеству, феодальному режиму, в объективно сложившуюся из многих его произведений летопись тех усилий и ухищрений, которыми продлевал свое историческое существование обреченный строй. Капитализм оборачивался к Салтыкову отнюдь не теми своими сторонами, в которых заключалась его историческая прогрессивность, а иными - мрачными, цинически-деляческими, хищными. Салтыков "подозревал" в российской буржуазии "реформатора, который придет, старый храм разрушит, нового не возведет и, насоривши, исчезнет". Разница между этими и прежними хозяевами жизни - всего лишь в размахе и размере аппетитов, в степени хищнической прыти. Никаких задатков исторического творчества русская буржуазия, с его точки зрения, не имеет. Она всего лишь новый паразит на теле народа, усугубляющий его страдания. Опустошение и ограбление - вот единственные плоды, которые она приносит. С ее появлением на общественной арене пульс жизни стал лихорадочней, безудержная алчность открыто и нагло вторглась во все сферы человеческого существования. Хищнический характер этой эпохи все более и более явственно определял для писателя своеобразие переживаемого исторического момента. Уже в публицистике Салтыкова 60-х годов показано нарастание...
    7. Назаренко М.: Щедрин в творческом сознании русских писателей 20 века
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА [1] Подождите! Почем вы знаете, чем чревато будущее? Ведь перспективы бредов до такой степени растяжимы, что никакая карикатура не в силах наметить границы, где обязательно должен завершиться их цикл. М.Е.Салтыков-Щедрин. "Пестрые письма". А может быть, ты скажешь мне, что при таких условиях жить невозможно. "Невозможно" - это не совсем так, а что "противно" жить - это верно. М.Е.Салтыков-Щедрин. "Сатиры в прозе". [1] - Глава, изъятая из окончательного варианта диссертации, является предварительным наброском более обширной работы, посвященной развитию "городского текста" в русской литературе двадцатого века. До сих пор не написана история рецепции щедринского творчества русской культурой. Причин этому немало, и одна из них - постоянное присутствие и отсутствие Щедрина в литературном процессе. Культура с завидной регулярностью продуцирует тексты, чьи связи со щедринскими (типологические или генетические) очевидны; тексты, содержащие явные или скрытые отсылки к щедринским. Но в то же время Щедрина неизменно относят к недооцененным, полузабытым, неожиданно актуальным (с ударением на "неожиданно"). Щедрин "передается по наследству" как классик - но каждое поколение вынуждено открывать его заново. Очень показательны свидетельства писателей первой половины прошлого...
    8. Пошехонские рассказы. Вечер второй. Audiatur et altera pars
    Входимость: 2. Размер: 65кб.
    Часть текста: С легкомыслием, достойным лучшей участи, я указывал на мздоимство Фейера, хищничество Дерунова и Разуваева, любострастие майора Прыща, бессмысленное злопыхательство Угрюм-Бурчеева, и проч., и, сознаюсь откровенно, почти никогда не приходило мне на мысль, что рядом с Фейерами, Прыщами и Угрюм-Бурчеевыми существуют Правдины, Добросердовы и Здравомысловы. Не потому не приходило, чтоб я игнорировал или презирал этих людей, но потому, что мне всегда казалось, что они и сами на себя смотрят как-то сомнительно. Как будто не знают, действительно ли они люди, а не призраки. Говорить начнут — словно их тошнит, к делу приступятся — словно веревки во сне вьют. Но в особенности меня ставило в тупик их робкое отношение к населяющим землю Простаковым и Скотининым, отношение, не выразившееся не только ни одним горячим поступком, но и ни одним искренним словом. Ведь эти Правдины, говорил я себе, не какие-нибудь обделенные, которым протесты не так-то легко сходят с рук, а такие же сильные мира, как и Скотинины. Каким же образом они могут смотреть на всевозможные бесчинства и даже злодейства необузданных дикарей и ограничиваются только тем, что пробормочут в сторону номенклатуру происходящих перед их глазами гнусностей! Как хотите, а это неестественно. Поэтому мне казались сомнительными ...
    9. Прозоров В.В.: Салтыков-Щедрин М. Е. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    Часть текста: права. Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною масеою... но и во все вообще формы общежития, одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленными" (Собр. соч.: В 20 т.- М., 1975.- Т. 17.- С. 9; далее указываются том и страница). На всю жизнь запомнилась С. безропотность слабохарактерного, набожного отца и крутая властность матери, ее расчетливость, суровый нрав, бесконечные угрозы и наказания, касавшиеся не только крепостных, но и собственных детей. Семейные отношения позднее найдут свое художественное преломление в романе "Господа Головлевы". Крепостное Пошехонье навсегда останется в памяти С., постоянно возвращая к мысли о разлагающем действии узаконенного рабства на человеческую психологию. Среди сверстников С. выделяется живостью характера и сильной впечатлительностью. С детских лет завязалась дружба с сыном соседей-помещиков С. А. Юрьевым, будущим известным литературно-общественным деятелем, редактором-издателем журналов "Русская мысль" и...
    10. Современная идиллия. Глава 8.
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    Часть текста: сказал нам, что Иван Тимофеич занят в "комиссии", которая в эту минуту заседала у него в кабинете. Но так как мы были люди свои, то не только были немедленно приняты, но даже получили приглашение участвовать в трудах. Комиссия состояла из трех членов: Ивана Тимофеича (он же презус), письмоводителя Прудентова и брантмейстера Молодкина. Предмет ее занятий заключался в разработке нового устава "о благопристойном обывателей в своей жизни поведении", так как прежние по сему предмету "временные правила" оказывались преисполненными всякого рода неясностями и каламбурами, вследствие чего неблагопристойность возрастала не по дням, а по часам. - Прекрасно сделали, что зашли; я и то уж думал за вами посылать, - приветствовал нас Иван Тимофеич, - вот комиссию на плечи взвалили, презусом назначили... Устав теперича писать нужно, да писатели-то мы, признаться, горевые! - А можно полюбопытствовать, в чем состоит предмет занятий комиссии? - Благопристойность вводить хотят. Это конечно... много нынче этого невежества завелось, в особенности на улицах... Одни направо, другие - налево, одни - идут, другие - неведомо зачем на месте стоят... Не сообразишь. Ну, и хотят это урегулировать... - Чтобы, значит, ежели налево идти - так все бы налево шли, а ежели останавливаться, так всем чтобы разом? - выразил Глумов догадку. - То, да не то. В сущности-то оно, конечно, так, да как ты прямо-то это выскажешь? Нельзя, мой друг, прямо сказать - перед иностранцами нехорошо будет - обстановочку надо придумать. Кругленько эту мысль выразить. Чтобы и ослушник знал, что его по голове не погладят, да и принуждения чтобы заметно не было. Чтобы, значит, без приказов, а так, будто всякий сам от себя благопристойность соблюдает. - Трудная эта задача. Любопытно, как-то вы справляетесь с нею? - Да вот вчера "общие...