• Приглашаем посетить наш сайт
    Горький (gorkiy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1997"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 10.
    Входимость: 12. Размер: 29кб.
    2. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 7.
    Входимость: 10. Размер: 81кб.
    3. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 5.
    Входимость: 7. Размер: 42кб.
    4. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина
    Входимость: 6. Размер: 32кб.
    5. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 8.
    Входимость: 6. Размер: 60кб.
    6. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 3.
    Входимость: 5. Размер: 36кб.
    7. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 6.
    Входимость: 4. Размер: 48кб.
    8. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 2.
    Входимость: 3. Размер: 60кб.
    9. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 4.
    Входимость: 3. Размер: 33кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 10.
    Входимость: 12. Размер: 29кб.
    Часть текста: С.С. Древнееврейская литература. // История всемирной литературы. - В 9-ти т. - Т. 1. - М.: Наука, 1983. - С. 271-302. АВЕРИНЦЕВ С.С. Бахтин, смех, христианская культура. // М.М.Бахтин как философ. - М.: Наука, 1992. - С. 7-19. АВЕРИНЦЕВ С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Coda, 1997. - 343 с. Агитационная литература русских революционных народников. Потаенные произведения 1873-1875 гг. - Л.: Наука, 1970. - 500 с. АНДРЕЕВ Д.Л. Роза Мира. - М.: Тов-во "Клышников-Комаров и К", 1993. - 303 с. АУЭР А.П. О структуре щедринского гротеска (Стилистический этюд). // Поэтика и стилистика. - Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1980. - С. 14-20. АУЭР А.П. О природе символической образности в "Истории" Щедрина. // "Шестидесятые годы" в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина. - Калинин: Изд. КГУ, 1985. - С. 59-66. АУЭР А.П. Некоторые особенности поэтики М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина в историко-литературном контексте. - Калинин: Изд. КГУ, 1989. - С.93-100. БАБКИН В.Д., СЕЛИВАНОВ В.Н. Народ и власть. Опыт системного исследования воззрений М.Е.Салтыкова-Щедрина. - К.: Манускрипт, 1996. - 448 с. БАЗАНОВА В.И. "Сказки" М.Е.Салтыкова-Щедрина. - М.-Л.: Художественная литература, 1966. - 104 с. БАЗИЛЕВСКАЯ А.К. Формы учительной прозы в "Сказках" М.Е.Салтыкова-Щедрина. // Русская литература 1870-1890 годов. - Сб. 7. - Свердловск: Изд. УГУ, 1974. - С. 50-61. БАХТИН М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979. - 376 с. БАХТИН М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // БАХТИН М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 121-130. БАХТИН М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. - 543 с. (а) БАХТИН М.М....
    2. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 7.
    Входимость: 10. Размер: 81кб.
    Часть текста: не только социологического или психологического, но также имманентного анализа "Господ Головлевых". Точкой пересечения "внутреннего" мира романа и "внешнего" мира является так называемый "семейный вопрос". Известно утверждение Салтыкова, что ГГ написаны "на принцип семейственности", а созданный практически одновременно "Круглый год" (1879-80) - "на принцип государственности": и то, и другое начало давно потеряли свое значение и, собственно говоря, уже не существуют [XIX.1: 194]. [69] Нам нет необходимости анализировать семейную тему в ГГ или творчестве Щедрина в целом, поскольку это уже сделано в содержательной монографии И.Павловой [1999]. Следует рассмотреть мироздание романа: его основные черты, особенности его развития; при анализе произведений Щедрина необходимо выделять и ту модель, или парадигму, которая положена автором в основу текста. [69] - Неслучайна перекличка с известными словами Толстого (которых Щедрин, разумеется, не знал) - о "мысли народной" в "Войне и мире" и "мысли семейной" в "Анне Карениной". Говоря о мифологических мотивах ГГ , мы рассмотрим только библейский план книги. Нам представляется, что поиск и выделение собственно мифологических (а не религиозных) мотивов в принципе возможны, но были бы излишними. В ИОГ эти мотивы, актуализированные писателем, определяли построение художественного мира, но в ГГ они не являются значимыми для интерпретации романа. Напротив, важно провести анализ хронотопа ГГ , поскольку именно Головлево как особый пространственно-временной феномен определяет судьбу героев - не в меньшей степени, чем Глупов создает жизнь и историю глуповцев. Рассматривая роман, следует учитывать также особенности творческого метода Щедрина. Все крупные произведения писателя представляют собою циклы новелл и очерков, более или менее тесно ...
    3. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 5.
    Входимость: 7. Размер: 42кб.
    Часть текста: 63]). Глупов, если рассматривать его в этой системе понятий, является градом земным; Града Божьего в мироздании ИОГ нет (см. тж.: [Головина 1997: 15-16]). Глупов, замкнутый в своей безвыходной земной реальности, обречен так же, как был обречен Рим. Его ложное бытие не находит опоры, и поэтому город переживает ряд постоянных кризисов, в том числе кризис эсхатологический. Град Божий - основа подлинного бытия, но бытие Глупова ложно, и поэтому утверждается как единственная реальность (вернее, "реальность"). Из града земного "выходят враги, против которых должен быть защищаем Град Божий" (кн. 1, гл. 1 [Августин 1994, т. 1: 2]). Глупов в лице градоначальников защищается от слабых попыток утвердить вторую, истинную реальность. "Мартиролог глуповского либерализма" повествует о неком Ионке Козыре, авторе книги "О водворении на земле добродетели": "В голове его мелькал какой-то рай, в котором живут добродетельные люди, делают добродетельные дела и достигают добродетельных результатов" [418]. Очевидно, что Глупов достичь такого состояния не может и, с точки зрения Фердыщенко, не должен. Рай оказывается - в градоначальнических терминах - "некоторым смеха достойным местом" [419].[42] [42] - Упоминания о "лоне Авраамлем" [417] или "блаженстве загробной жизни" [390] - часть глуповской риторики, а не онтологии. "Похоть господствования, управляющая и правителями его [града земного], и подчиненными ему народами" в мире Щедрина не может быть противопоставлена любви, по которой в Граде Божием "служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь" (кн. 14, гл. 28 [Августин 1994, т. 3: 63]). Для такого противопоставления нет оснований, поскольку любви в мире ИОГ нет. Проекцией Града Божиего в русской культуре является Незримый Град Китеж [43]. Глупов может...
    4. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина
    Входимость: 6. Размер: 32кб.
    Часть текста: ни малейшего представления о состоянии дел в современном щедриноведении. Более того, если бы автор знал, какие книги и статьи появятся в ближайшие годы, то, вероятно, "Мифопоэтика Щедрина" и вовсе не была бы написана. Тем не менее, основные положения диссертации были сформулированы мною независимо от исследователей конца 1980-х - 1990-х годов; читая их труды, я испытывал, с одной стороны, удовлетворение от того, что не одинок в своих выводах, с другой же - понятную досаду. В тексте работы я старался отделить свои наблюдения и выводы от тех, что сделаны моими предшественниками. Последняя точка в диссертации была поставлена весной 2002 года. Я не смог бы остановиться, если бы продолжал пополнять "Мифопоэтику Щедрина" дальнейшей дискуссией с коллегами. Так, лишь на днях мне попал в руки "Щедринский сборник" (Тверь, 2001), где напечатаны, в частности, интересные статьи В.Ш.Кривоноса об архетипических образах и мотивах в "Господах Головлевых" и С.Ю.Николаевой о древнерусских мотивах в ранних сказках Щедрина. Некоторые исследования остались мне недоступными. Текст работы несколько сокращен по сравнению с "официальной" версией - за счет ритуальных формул и повторов. Если выводы в конце...
    5. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 8.
    Входимость: 6. Размер: 60кб.
    Часть текста: очерки, "сказка-элегия", "поучение" ("Гиена" - типичный образец средневекового жанра exemplia ), "миниатюры в жанре "моралите"" [Макашин 1989: 368], "разговор" и даже "ни-то сказка, ни-то быль". Таким образом, само понятие "сказки" у Щедрина нарочито размывается: это не "вымышленный рассказ, небывалая и даже вовсе несбыточная повесть, сказание" (Даль). По сути, единственным критерием "жанровости" оказывается включение текста в цикл: "Путем-дорогою" или "Праздный разговор", будь они напечатаны в другой книге Щедрина, никогда не привлекли бы внимание исследователей литературной сказки XIX века. Очевидно, что они связаны с другими сказками отнюдь не по формальным признакам. [90] - На правах приложений существуют несколько непристойных сказок, чья нецензурность не уменьшилась и в советское время ("Архиерейский насморк" и др.). Проблема целостности "Сказок" усложнена тем, что при жизни Щедрина цикл ни разу не был опубликован в полном составе с соблюдением авторской композиции (современные издания содержат не вполне удовлетворительную ее реконструкцию; см. об этом: [XVI.1: 445-446; Бушмин 1976: 84-87]). Кроме того, замысел "Сказок" - так же, как ИОГ и ГГ , - изменялся в процессе их создания. В 1869 г. Щедрин задумал цикл "Для детей", сложный по жанровому составу: в него, помимо первых сказок ("Повесть о том, как один мужик...", "Пропала совесть", "Дикий помещик"), входили также сатирические очерки, прямые обращения к читателям и...
    6. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 3.
    Входимость: 5. Размер: 36кб.
    Часть текста: о создании Щедриным своей модели истории и мироздания. Но в то же время эта концепция, т.е., по сути, сам текст ИОГ должен был вызывать у читателей вполне определенные ассоциации с уже известными (общеизвестными) текстами. Соответственно трем слоям повествования (летописец - издатель - автор) могут быть выделены и три типа текстов-предшественников, а именно: летописи (прежде всего, конечно, "Повесть временных лет"), исторические сочинения от Карамзина до "государственной школы", пастиши и пародии (в первую очередь, пушкинская "История села Горюхина"). Такая схема несколько упрощает картину интертекстуальных связей ИОГ . Щедриноведы называют и другие, причем весьма важные источники романа: По мнению Д.С.Лихачева [1997: 114], глава "О корени происхождения глуповцев" ориентирована на историческое баснословие XVII в. Как показали И.Б.Павлова [1985] и Е.В.Литвинова [1980; 1982], Щедрин сознательно использовал в ИОГ мотивы эсхатологических текстов, в частности, старообрядческих. Т.Н.Головина [1997: 17-36] сопоставила ИОГ с европейской и американской традициями сатирических хроник. "История села Горюхина" - наиболее известный, но отнюдь не единственный пример пародийного осмысления русской истории (Щедрин, вероятно, знал народовольческую "Сказку о Митяях" - см.: [Строганова 1995]). Несколько ранее ИОГ - но, видимо, не без щедринского влияния - написана "История государства Российского" А.К.Толстого; тонкий сравнительный анализ этой поэмы и ИОГ см.: [Николаев 1998]). Объектом пародирования в ИОГ становится реальная "Летопись о губернаторах", созданная по приказу тульского генерал-губернатора М.Р.Шидловского [Макашин 1984: 284]. Нельзя не упомянуть и о традициях древнерусской смеховой культуры [Вайль и Генис 1991: 147-149]. Все эти подтексты ИОГ ориентировали, а...
    7. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 6.
    Входимость: 4. Размер: 48кб.
    Часть текста: К единому мнению исследователи не пришли (и, судя по всему, никогда не придут), анализ же историософских воззрений писателя прямо зависит от того, как исследователь трактует загадочную фразу: "История прекратила течение свое" (обзор версий см. [VIII: 545-547; Foote 1968]). К сожалению, до 1960-х годов все гипотезы находились на "политическом" уровне осмысления. Критики и литературоведы не могли выйти за пределы двух прямо противоположных версий. Первая из них восходит к В.Кранихфельду [1914] и трактует приход "оно" как народную революцию, которая сметает Глупов. Согласно менее жесткому варианту, "оно" - это "чудесное освобождение", дарованное глуповцам. [57] Вторая гипотеза принадлежит Р.В.Иванову-Разумнику [1926: 617] - в этом случае финал ИОГ рассматривается как наступление реакции, конкретно - как начало правления Николая I. Подробная и доказательная статья А.П.Фута описывает приход "оно" в таком же "антиутопическом" ключе, хотя и без грубой привязки к историческим реалиям [Foote 1968]. [57] - В двенадцатом "Письме из провинции" (1870, напечатано в том же номере "Отечественных записок", что и последняя глава ИОГ) говорится о...
    8. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 2.
    Входимость: 3. Размер: 60кб.
    Часть текста: и городской текст русской литературы: Мифопоэтический аспект - Что вы хотели сказать, Михаил Евграфович, вашей "Историей одного города"? Как ее понимать - сатира ли это на историю России или же это что-нибудь другое? Как понимать ваше сочинение? - Как кто хочет, тот пусть так и понимает! Дмитрий Сильчевский. "Мои встречи с М.Е.Салтыковым-Щедриным". Похоже, что события, происходящие с Россией, подчиняются какой-то логике Лобачевского и их смысл - если он есть - открывается только с больших временных дистанций. А можно сказать иначе: история России есть некое четвертое измерение ее хронологии и только при взгляде из этого четвертого измерения все необъяснимые чудовищные скачки, зигзаги и содрогания ее бытия сливаются в ясную, четкую и прямую как стрела линию. Виктор Пелевин. "Папахи на башнях". 1.1. ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЩЕДРИНА. Создавая мир Одного Города, мир, существующий где-то на пересечении прошлого и настоящего, Щедрин тем самым создавал и свою модель исторического процесса, свою концепцию историографии. Эта концепция оказалась настолько радикально новой, что за прошедшее столетие критики и исследователи так и не смогли прийти к единому мнению о том, в чем же, собственно, она состоит. Основной вопрос...
    9. Назаренко М.: Мифопоэтика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Часть 4.
    Входимость: 3. Размер: 33кб.
    Часть текста: циклическую и линейную. В историческом повествовании, как правило, отражается вторая модель: движение времени однонаправлено и необратимо, события связаны между собой причинно-следственными отношениями. Такое восприятие времени ориентировано на фиксацию инцидентов, происшествий, всего нового и необычного, - поэтому летопись, хроника, газета естественно выходят на первый план в культуре, ориентированной в линейном времени ("письменной культуре" [Лотман 1996: 347]). Летописная форма ИОГ и само слово "история", вынесенное в заглавие, говорят о том, что в основу романа положен именно "линеарный" тип сознания. Но на самом деле картина более сложна. Две модели времени, четко разделенные и не пересекающиеся, - это абстракция. И в мифологической модели мира есть элемент линейного движения времени от сотворения мира до его конца, и в историческом сознании (например, в христианском) присутствуют мотивы "Вечного возвращения" (см.: [Успенский 1996: 28-29; Яковлева 1994: 97-101]). Как утверждает М.Элиаде [1987: 131], "в средние века господствовала эсхатологическая концепция (в двух основных ее выражениях: сотворение мира и конец света), дополненная теорией циклических колебаний, объясняющей периодическое повторение событий". По мнению А.Я.Гуревича [1984: 47], "сочетание линейного восприятия времени с циклическим, мифопоэтическим, [...] в разных формах можно наблюдать на протяжении всей истории [...]". У Щедрина исторический процесс как будто линеен. Последовательность градоначальников, более или менее точные фиксация и датировка основных событий, включенность в мировую историю (соответствие между норовом очередного петербургского временщика и политикой градоначальника, нашествие Наполеона и т.п.) - все эти черты летописи связаны с представлениями о линейном времени. Каждое событие, таким образом, единично и неповторимо. И всё же...