• Приглашаем посетить наш сайт
    Набоков (nabokov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1842"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 2.
    Входимость: 7. Размер: 30кб.
    2. Стихотворения
    Входимость: 6. Размер: 12кб.
    3. Указатель личных имен и названий периодической печати (критика и публицистика)
    Входимость: 6. Размер: 138кб.
    4. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Глава 2. Часть 3.
    Входимость: 6. Размер: 35кб.
    5. Салтыков-Щедрин. Автобиографии
    Входимость: 3. Размер: 26кб.
    6. Господа ташкентцы. Ташкентцы приготовительного класса. Параллель первая (примечания)
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    7. Письма. Приложения. I. Неизвестные письма Салтыкова к родным. 1841—1868 гг.
    Входимость: 3. Размер: 27кб.
    8. Письма. Указатель-словарь адресатов
    Входимость: 2. Размер: 64кб.
    9. Пестрые письма. Письмо VIII
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    10. Успенский Н.В.: Из воспоминаний о М. Е. Салтыкове-Щедрине
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    11. Стихотворения А. Фета
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    12. Современная идиллия. Глава 20.
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    13. Стихотворения Кольцова
    Входимость: 1. Размер: 86кб.
    14. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Основные даты жизни и творчества M. E. Салтыкова-Щедрина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    15. Кривенко С.Н.: Михаил Салтыков-Щедрин. Его жизнь и литературная деятельность
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    16. Недоконченные беседы. Глава VII
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    17. Помпадуры и помпадурши. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    18. Стихи Вс. Крестовского
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    19. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 10.
    Входимость: 1. Размер: 118кб.
    20. Наша общественная жизнь. III. Апрель 1863 года
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    21. Признаки времени. Завещание моим детям
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    22. Арсеньев К.К.: Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    23. Господа ташкентцы. Из воспоминаний одного просветителя
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    24. Современная идиллия. Глава 21.
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    25. Московские письма
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    26. "Ролла" А. Мюссе
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    27. Противоречия. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    28. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 1.
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    29. Запутанное дело. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 2.
    Входимость: 7. Размер: 30кб.
    Часть текста: I Евграф Васильевич Салтыков, отец будущего сатирика, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода; мать, Ольга Михайловна Салтыкова, урожденная Забелина, была из купеческого рода - "кулак-баба", как позднее не совсем почтительно характеризовал свою мать сам Салтыков. Рождение Михаила Евграфовича, характеристика родителей, описание окружающей среды, рассказ про годы детства - все это нарисовано самим Салтыковым в автобиографической "Пошехонской старине". Хотя в примечании к Введению в "Пошехонскую старину" автор и заявлял категорически, что "автобиографического элемента в моем настоящем труде очень мало", но, как известно, заявление это является лишь довольно обычной "беллетристической отговоркой". Конечно, "Пошехонская старина" - художественное произведение, а не сухая автобиографическая записка, но в основу его положен семейный быт Салтыковых в имении Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии, в окружении крепостного быта той эпохи тридцатых годов XIX века. Анна Павловна Затрапезная из "Пошехонской старины" - конечно Ольга Михайловна Салтыкова, мать сатирика. Какое сильное впечатление осталось от матери на всю жизнь у Салтыкова, можно судить по тому, что не один раз выводил он ее в своих произведениях, с большей или меньшей художественной ретушовкой ее лица. Марья Ивановна Крошева из "Противоречий" (1847 г.) - первый легкий абрис; "Госпожа Падейкова" (1859 г.) - уже более подробный очерк; Марья Петровна Воловитинова из "Семейного счастья" (1863 г. - вошло в "Благонамеренные речи") - настоящий художественный портрет, являющийся однако лишь этюдом к ярко и сочно парированной Арине Петровне Головлевой ("Господа Головлевы", 1875-1880 гг.). Наконец Анна Павловна...
    2. Стихотворения
    Входимость: 6. Размер: 12кб.
    Часть текста: (написана не позже 1844 г.), о которой писатель отзывался, по свидетельству Н. А. Белоголового, "с большим сарказмом", как, впрочем, и обо всем своем поэтическом творчестве ["М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников", стр. 610]. В настоящее время достоверно принадлежащими Салтыкову считаются всего одиннадцать стихотворений. Девять из них были напечатаны в сороковые годы самим Салтыковым и при жизни его больше не перепечатывались. Единственное известное исключение составляет перевод из Байрона "Разбит мой талисман". Он был включен О. Гербель во 2-е (1874) и 3-е (1883) издания "Сочинений лорда Байрона в переводах русских поэтов". Впервые лицейские стихи Салтыкова появились в печати сразу же после смерти писателя. 29 апреля 1889 года в газете "Новое время" (No 4728, стр. 2 - "Первые произведения М. Е. Салтыкова") были перепечатаны семь стихотворений из "Современника" 1) "Наш век" (отрывок), 2) "Весна", 3) "Рыбачка", 4) "Из Байрона" ("Разбит мой талисман "), 5) "Зимняя элегия", 6) "Музыка", 7) "Из Байрона" ("Когда печаль моя ") [Эта подборка была перепечатана в журнале "Пантеон литературы", 1889, No 5, разд. "Современная летопись", стр. 12-15]. Тогда же, 5 мая 1889 года, в казанской газете "Волжский вестник" Н. Юшков перепечатал эти стихотворения, добавив к ним еще два 8) дебютную "Лиру" из "Библиотеки для чтения", и 9) "Вечер" - из "Современника". В 1890 году юношеские стихотворения писателя К. К. Арсеньев ввел в свои "Материалы для биографии М. Е. Салтыкова" (впервые в т. 9 Полного собрания сочинении 1889-1890 гг.). При этом, однако, К. К. Арсеньев пропустил стихотворение...
    3. Указатель личных имен и названий периодической печати (критика и публицистика)
    Входимость: 6. Размер: 138кб.
    Часть текста: 557-559. "Подводный камень" -303, 556, 558. "Романы и повести" - 556. "Тамарин" -303, 556. "Тетрадь из записок Тамарина" - 555. Авенариус Василий Петрович (1839- 1923), беллетрист, автор "антинигилистических" произведений, впоследствии - детский писатель - 46, 70, 237-240, 254, 284, 475, 488, 533, 534, 540, 551, 558, 568. "Бродящие силы" - 237, 284, 475,488, 533-535, 551, 558, 568. "Поветрие" - 237, 475, 488, 533-535,540. "Современиая идиллия" -237, 488, 533, 535. "Ты знаешь край" - 535. Аверкиев (у Салтыкова - Фрол Скобеев) Дмитрий Васильевич (1836-1905), драматург, беллетрист и критик; сотрудничал в журнале "Эпоха" - 102, 103, 496, 559. "Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей Нардын-Нащокина дочери Аннушке" - 318, 496, 559. "Мамаево побоище" - 496. Абрамов Михаил Петрович, директор основанной при императоре Петре I петербургской типографии - 334, 568. Авсеенко Василий Григорьевич (1842- 1913), писатель; в 1860-1861 гг. сотрудничал в "Русском слове"; в 70-х годах выступал со статьями в "Русском вестнике"; автор "антинигилистических" романов - 441-443, 562, 606, 607. "На распутьи" - 441-443, 606, 607. "Опять щедринские помпадуры" - 607. Агриппина Юлия Младшая (16-59), жена римского императора Клавдия, которого отравила, стремясь доставить императорскую корону своему сыну Нерону, была убита Нероном - 265 Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), поэт, публицист и литературный критик славянофильского направления, издатель-редактор газет "День" (1861-1865), "Москва" (1867-1868) и "Русь" (1880-1885) - 383, 384, 497, 587, 588. "Еще раз о русском дворянстве" - 588. Аладьин Егор Васильевич (1796-1860), писатель, поэт и журналист, издатель "Невского альманаха" (1825-1833 и 1846- 1848) и альманаха "Подснежник" (1830) - 495. Александр I (1777-1825),...
    4. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Глава 2. Часть 3.
    Входимость: 6. Размер: 35кб.
    Часть текста: что так ласкательно звала Петра Егоровича его супруга). Предмет, который читал Пепка в лицее - российская словесность - в его собственном чудовищно-допотопном изложении и толковании, - был окрещен лицеистами "Пепкиным свинством". Воспитывавшийся в духовной семинарии доброго старого времени, Георгиевский, человек в отличие от Флегонта Гроздова безобидный и добродушный, до мозга костей был напитан схоластикой и педантизмом давно устаревших риторических и "пиитических" теорий. Державин оказывался последним русским поэтом, которого его голова, покрытая странным квадратным париком, могла еще "вместить", ибо Державин, хоть и с грехом пополам, укладывался в прокрустово ложе риторик и пиитик. Пушкин же для Георгиевского был просто несерьезный шалун и бездельник-романтик, а Гоголь и вовсе не существовал. По-видимому, насмешки лицеистов над темой, предложенной Пепкой - Чучелом (в цитированных выше строках из "Господ ташкентцев"), - и вызваны его неуклюжей попыткой как-то подстроиться под дух времени. Свою "науку" Петр Егорович читал по собственной книжке, называвшейся весьма выразительно: "Руководство к изучению русской словесности, содержащее в себе основные начала Изящных Искусств, теорию Красноречия, Пиитику и краткую Историю Литературы". Может быть, это название натолкнуло впоследствии Салтыкова на ироническое определение всех многочисленных "наук", изучавшихся в лицее: "краткие". Рецензируя второе издание книги Георгиевского (1842), Белинский точно уловил самую суть его: "Сочинителю все мнения равны, ибо он не взял себе в толк ни одного из них" (можно не без основания предположить, что рецензия Белинского, напечатанная в "Отечественных записках", не осталась неизвестной лицеистам). Еще больше поразила лицеистов замечательная изворотливость и лакейство мысли, когда "все мнения равны" (а еще точнее: истинно то мнение, которое в настоящий момент...
    5. Салтыков-Щедрин. Автобиографии
    Входимость: 3. Размер: 26кб.
    Часть текста: в Лицей за отличие в науках. Начал писать еще в Лицее, где за страсть свою к стихотворству претерпевал многие гонения, так что должен был укрывать свои стихотворные детища в сапоге, дабы не подвергнуть их хищничеству господ воспитателей, не имевших большого сочувствия к словесным упражнениям. В то время Лицей был еще полон славой знаменитого воспитанника его, Пушкина, и потому в каждом почти курсе находился воспитанник, который мечтал сделаться наследником великого поэта. Первое напечатанное стихотворение было: «Лира» («Библ<иотека> для чтения» 1840 г.); потом несколько стихотворений было напечатано в «Современнике» 1843 и 1844 годов. Прозаические сочинения были печатаемы в «Отеч<ественных> записках» 1847 и 1848 г., где в это же время, а равно и в «Современнике», было напечатано несколько рецензий Салтыкова. С 1848 по 1856 — в литературной деятельности перерыв. Служил с 1844 по 1848 г. в Канцел<ярии> Военного м<инистерст>ва; с 1848 по 1856 — в Вятской губ<ернии> в качестве чин<овника> ос<обых> пор<учений> при губ<ернаторе> и советника Губ<ернского<п<равлен>ия; с 1856 г. чин<овником> ос<обых> пор<учений> при М<инист>ре вн<утренних> д<ел>. Критические статьи о «Губ<ернских> оч<ерках>» были помещены: в «Современнике» и в...
    6. Господа ташкентцы. Ташкентцы приготовительного класса. Параллель первая (примечания)
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    Часть текста: работе над второй (см. стр. 703). Текст журнальной публикации очерка содержит немногочисленные, но в ряде случаев интересные разночтения по сравнению с текстом отдельных изданий. Так, перечень авторов "избраннейших романов", книги которых наполняли библиотеку господского дома в селе Перкали, в ОЗ и изд. 1873 был такой: "Габорио, Флобер, Фейдо, Понсон-дю-Терайль и прочее". В изд. 1881 Салтыков заменил Флобера бульварным романистом Монтепеном. По-видимому, эта замена характеризует изменение отношения Салтыкова к Флоберу, с которым он лично познакомился в 1876 году в Париже. Кроме того, рассуждения Nicolas о нигилистах завершались в "Отечественных записках" сатирическим откликом на одно из мест статьи о "нечаевском деле", помещенной в "С. - Петербургских ведомостях" (1871, Э 180): "Как сказал один мой знакомый фельетонист, - это Хлестаковы, представители собственной разгоряченной фантазии!" В "С.-Петербургских ведомостях" Нечаев действительно сравнивался с Хлестаковым: "Это Хлестаков-агитатор, Хлестаков, сознательно бросившийся в обман и увлекшийся своей ролью, подобно бессмертному Ивану Александровичу". Эта фраза процитирована Салтыковым в статье "Так называемое "нечаевское дело" и отношение к нему русской журналистики", помещенной в том же номере "Отечественных записок" (см. т. 9, стр. 204). В 1873 году этот намек потерял свою остроту и злободневность, а поэтому и был исключен из текста произведения. Во всех прижизненных изданиях другом Nicolas значится Сеня Накатников; На самом деле им был Сеня Бирюков, подпись которого стоит под запиской о романтизме. (См. стр. 119.) Однако, исправляя указанную ошибку, К. И. Халабаев и Б. М. Эйхенбаум ввели в изд. 1933-1941 в текст "Первой параллели" Пьера Накатникова, считая, что друг "куколки" и "главный двигатель ташкентской цивилизации" из очерка "Ташкентцыйввилизаторы" - одно и то же лицо. Так была произведена необоснованная замена одного персонажа другим,...
    7. Письма. Приложения. I. Неизвестные письма Салтыкова к родным. 1841—1868 гг.
    Входимость: 3. Размер: 27кб.
    Часть текста: Н. Е. Салтыков — второй из старших братьев, Николай Евграфович; С. Е. и И. Е. Салтыковы — младшие братья, Сергей и Илья. А. Я. Салтыкова (урожд. Брюн де Сент-Катрин), жена Д. Е. Салтыкова; Л. Е. Зилова — сестра, Любовь Евграфовна. Е. В. САЛТЫКОВ — Н. Е. САЛТЫКОВУ 11 февраля 1841 «Пишет ко мне Мишенька, будто бы, в Петербурге мошенника, притворившегося мертвым, принесли мошенники же в гробе с вечера в церковь, в коей во время ночи на происходящий шум сторожа и причетники взошли в церковь и застали мнимого мертвеца обдирающим оклады и похитившего деньги, объявили о сем начальству, по резолюции коего, будто бы, виновного, положа живого в гроб, зарыли в землю, из коей, будто бы, 3 дни слышен был стон его. Сие случилось на -------------- 1 Раздел Приложения подготовили: В. Э. Боград — VII; Н. С. Никитина — I и VIII; С. А. Макашин — II, III, IV, V, IX. -------------- кладбище у Смоленской богоматери в Петербурге, но я сему варварскому наказанию не верю, тем паче, что и Митенька не пишет мне об оном ничего, и это должны быть пустые слухи» ( on....
    8. Письма. Указатель-словарь адресатов
    Входимость: 2. Размер: 64кб.
    Часть текста: Аксакова к реакционному панславизму сделала невозможным их дружеские отношения. И. С. Аксаков и его газеты «День» и «Русь» стали предметом постоянной щедринской критики. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791—1859), писатель. Его «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» оказали определенное влияние как на замысел, так и на форму первых произведений Салтыкова, из жизни народа. С. Т. Аксакову Салтыков посвятил первопечатную журнальную публикацию своих рассказов о крестьянах и раскольниках в «Губернских очерках» — «Богомольцы, странники и проезжие». И в дальнейшем, вплоть до предсмертной «Пошехонской старины», Салтыков помнил силу впечатлений, испытанных им от художественных произведений Аксакова. Личное знакомство Салтыкова с Аксаковым произошло 5 апреля 1858 г. в Москве. Анненков Николай Николаевич (1799—1865), генерал-адъютант, начальник Канцелярии Военного министерства в 1842—1848 гг.; член учрежденного в 1848 г. Секретного комитета для надзора за печатью, с 1862 г. — киевский, подольский и волынский генерал-губернатор; член следственной комиссии, разбиравшей в апреле 1848 г. «дело Салтыкова». С этим «делом» и связано единственное известное письмо Салтыкова к Анненкову. Анненков Павел Васильевич (1813 или 1812—1887), литературный критик и мемуарист,...
    9. Пестрые письма. Письмо VIII
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    Часть текста: старик старый. Родился он в 1812 году, во время француза, и, следовательно, теперь ему с лишком семьдесят лет. Однако он еще довольно проворно семенит ногами, да и руки у него еще цепкие, так что если бы попала в них взятка, то, мне кажется, он мог бы ее ухватить. Сверх того, он сохранил вкус к жизни, любит поесть и выпить, но лицо у него начинает уже походить на лицо младенца, который только что начал понимать зажженную свечу и радуется, когда ею перед глазами машут. Этому сходству много способствует лысина во всю голову, напоминающая голое колено. Новых порядков он не любит, не исключая даже нового обмундирования. В шкафу у него висит старинный путейский мундир, с расходящимися сзади фалдочками, и он, от времени до времени, надевает его, подходит к зеркалу, поиграет фалдами и вздохнет. Во время коронации императора Николая он был уже кадетом, а в начале тридцатых годов получил первый офицерский чин и в качестве инженера рыл канавы в Шлюшине 1 . Хищником, в современном значении этого слова, он не был — в то время люди были для этого слишком бесхитростны, — но взятки брал более чем охотно и в казне черпал неупустительно. Уже в Шлюшине он изыскивал недурные, в этом смысле, случаи. Выроет, бывало, один кубик, а напишет два: один — кесарю, другой — себе. Скопивши таким образом сокровище, он не только сам жил в свое удовольствие, но и доставлял удовольствие другим. Съездит на лодке в Петербург, накупит конфект, апельсинов и угощает шлюшинских дам. Сверх того, был мастер устроивать вечеринки, пикники; словом сказать, был душою общества. Поэтому дамы говорили -------------- 1 Народное название Шлиссельбурга. ( Прим. M. E. Салтыкова-Щедрина .) -------------- о нем: «точь-в-точь кавалергард!» Он же, придя в умиление от такой похвалы, сравнивал исправничиху с княгиней Шептаевой, а предводительшу — с графиней...
    10. Успенский Н.В.: Из воспоминаний о М. Е. Салтыкове-Щедрине
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: Из воспоминаний о М. Е. Салтыкове-Щедрине Смерть каждого крупного общественного деятеля на том или другом поприще вызывает в обществе интерес не только узнать биографию покойного, прочесть, так сказать, его формуляр, а ознакомиться со всеми мельчайшими деталями его жизни. Это подтверждается тем, что всегда по смерти такого лица в обществе начинают циркулировать всевозможные анекдоты из его жизни, припоминаются его слова, поступки, мелкие эпизоды из его домашнего быта и т.п. Ввиду этого я считаю далеко небезынтересным и нелишним поделиться с читателями хотя несколькими воспоминаниями о такой выдающейся личности, о таком колоссальном таланте и гениальном писателе, каким был покойный Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин*. * Все повествуемое в настоящем очерке составлено на основании слов и рассказов лиц, близко знавших М.Е. Салтыкова и бывших свидетелями сообщаемых фактов. Я уверен, что читатели не посетуют на меня за предлагаемые отрывочные воспоминания о великом сатирике... Чем богат - тем и рад!.. * * * В одном из своих ...