• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой (tolstoy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1843"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Указатель личных имен и названий периодической печати (критика и публицистика)
    Входимость: 10. Размер: 138кб.
    2. Письма. Указатель-словарь адресатов
    Входимость: 9. Размер: 64кб.
    3. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Глава 2. Часть 3.
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    4. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 2.
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    5. Салтыков-Щедрин. Автобиографии
    Входимость: 3. Размер: 26кб.
    6. Признаки времени. Завещание моим детям
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    7. Противоречия. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    8. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 1.
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    9. Петербургские театры ("Слово и дело" Ф. Устрялова)
    Входимость: 2. Размер: 79кб.
    10. Запутанное дело. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    11. Примечания к рецензиям книг для детей
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    12. Ковалевская Софья: М. Е. Салтыков (Щедрин)
    Входимость: 2. Размер: 38кб.
    13. Стихотворения
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    14. Господа ташкентцы. Ташкентцы приготовительного класса. Параллель четвертая (примечания)
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    15. Гражданский брак. Комедия Н. И. Чернявского
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    16. Письма к тетеньке. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 95кб.
    17. За рубежом. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 89кб.
    18. "Ролла" А. Мюссе
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    19. Сатиры в прозе. К читателю
    Входимость: 1. Размер: 138кб.
    20. Жених. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    21. Письма. Приложения. I. Неизвестные письма Салтыкова к родным. 1841—1868 гг.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    22. Пошехонская старина. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    23. В больнице для умалишенных. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    24. Петербургские театры ("Наяда и рыбак")
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    25. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 3.
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    26. Егор Петрович Ковалевский (некролог)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    27. Покусаев Е.И.: М. Е. Салтыков-Щедрин (Очерк творчества)
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    28. Невинные рассказы. Зубатов
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    29. Глава
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    30. Кривенко С.Н.: Михаил Салтыков-Щедрин. Его жизнь и литературная деятельность
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    31. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Основные даты жизни и творчества M. E. Салтыкова-Щедрина
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    32. "Бродящие силы" Авенариуса
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    33. Письмо Зотову В.Р. Осень (не ранее октября) 1840 — 1841. Царское Село
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    34. Помпадуры и помпадурши. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    35. Перемелется - мука будет. Комедия в пяти действиях И. В. Самарина
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    36. Как кому угодно
    Входимость: 1. Размер: 112кб.
    37. Наша общественная жизнь. III. Апрель 1863 года
    Входимость: 1. Размер: 87кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Указатель личных имен и названий периодической печати (критика и публицистика)
    Входимость: 10. Размер: 138кб.
    Часть текста: (критика и публицистика) УКАЗАТЕЛЬ ЛИЧНЫХ ИМЕН И НАЗВАНИЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ [В указатель входят личные имена и названия периодических изданий, имеющиеся как в текстах Салтыкова, так и в примечаниях. В первом случае цифры, указывающие страницы, набраны прямым шрифтом, во втором - курсивом. Имена и названия, упоминаемые только в библиографическом аппарате, в указатель не введены. Составила указатель А. М. Малахова.] Авдеев Михаил Васильевич (1821 - 1876), писатель; сотрудничал в журналах "Современник" и "Дело" - 299, 302-304, 306, 308, 310-315, 317, 318, 345, 541, 556-559, 673, 607. "Варенька. Рассказ Ивана Васильевича" - 303, 556. "Иванов" - 556. "Меж двух огней" - 299, 302-311, 556-558, 573, 607; Благолепов - 557; Камышлинцев - 304-310, 557; Мытищев - 305, 310; Мытищева Ольга - 307, 308. "Мещанская семья" - 311, 312, 315, 318, 541, 557-559. "Подводный камень" -303, 556, 558. "Романы и повести" - 556. "Тамарин" -303, 556. "Тетрадь из записок Тамарина" - 555. Авенариус Василий Петрович (1839- 1923), беллетрист, автор "антинигилистических" произведений, впоследствии - детский писатель - 46, 70, 237-240, 254, 284, 475, 488, 533, 534, 540, 551, 558, 568. "Бродящие силы" - 237, 284, 475,488, 533-535, 551, 558, 568. "Поветрие" - 237, 475, 488, 533-535,540. "Современиая идиллия" -237, 488, 533, 535. "Ты знаешь край" - 535. Аверкиев (у Салтыкова - Фрол Скобеев) Дмитрий Васильевич (1836-1905), драматург, беллетрист и критик; сотрудничал в журнале "Эпоха" - 102, 103, 496, 559. "Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей Нардын-Нащокина дочери Аннушке" - 318, 496, 559. "Мамаево побоище" - 496. Абрамов Михаил Петрович, директор основанной при императоре Петре I петербургской типографии - 334, 568. Авсеенко Василий Григорьевич (1842- 1913), писатель; в 1860-1861 гг. сотрудничал в "Русском слове"; в 70-х годах выступал со статьями в "Русском вестнике"; автор "антинигилистических" романов - 441-443, 562, 606,...
    2. Письма. Указатель-словарь адресатов
    Входимость: 9. Размер: 64кб.
    Часть текста: Указатель-словарь адресатов УКАЗАТЕЛИ (Письма) УКАЗАТЕЛЬ-СЛОВАРЬ АДРЕСАТОВ Щедриноведческие элементы справок об адресатах заимствованы из биографических трудов С. А. Макашина о писателе. Указатель составила А. М. Малахова. Аксаков Иван Сергеевич (1823—1886), публицист и поэт, видный представитель славянофильства, сын С. Т. Аксакова, служил в департаменте Правительствующего сената, затем в Министерстве внутренних дел, вышел в отставку в 1852 г.; в 1858—1859 гг. редактировал журнал «Русская беседа», в 1861—1865 гг. — газету «День», в 1867—1868 гг. — газету «Москва», в 1880—1885 гг. — газету «Русь»; в 1858—1878 гг. был одним из руководителей Славянского благотворительного комитета. В конце 50-х годов Салтыков поддерживал дружеские отношения с семьей Аксаковых, в частности с братьями Иваном и Константином Сергеевичами, с которыми его сближали идеи самобытности русской народной жизни и отношение к вопросу об отмене крепостного права. Начиная с 60-х годов эволюция И. С. Аксакова к реакционному панславизму сделала невозможным их дружеские отношения. И. С. Аксаков и его газеты «День» и «Русь» стали предметом постоянной щедринской критики. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791—1859), писатель. Его «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» оказали определенное влияние как на замысел, так и на форму первых произведений Салтыкова, из жизни народа. С. Т. Аксакову Салтыков посвятил первопечатную журнальную публикацию своих рассказов о крестьянах и раскольниках в «Губернских очерках» — «Богомольцы, странники и проезжие». И в дальнейшем, вплоть до предсмертной «Пошехонской старины», Салтыков помнил силу впечатлений, испытанных им от художественных произведений Аксакова. Личное знакомство Салтыкова с Аксаковым произошло 5 апреля 1858 г. в Москве. Анненков Николай Николаевич (1799—1865), генерал-адъютант, начальник Канцелярии Военного министерства в ...
    3. Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин. Глава 2. Часть 3.
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    Часть текста: свинством". Воспитывавшийся в духовной семинарии доброго старого времени, Георгиевский, человек в отличие от Флегонта Гроздова безобидный и добродушный, до мозга костей был напитан схоластикой и педантизмом давно устаревших риторических и "пиитических" теорий. Державин оказывался последним русским поэтом, которого его голова, покрытая странным квадратным париком, могла еще "вместить", ибо Державин, хоть и с грехом пополам, укладывался в прокрустово ложе риторик и пиитик. Пушкин же для Георгиевского был просто несерьезный шалун и бездельник-романтик, а Гоголь и вовсе не существовал. По-видимому, насмешки лицеистов над темой, предложенной Пепкой - Чучелом (в цитированных выше строках из "Господ ташкентцев"), - и вызваны его неуклюжей попыткой как-то подстроиться под дух времени. Свою "науку" Петр Егорович читал по собственной книжке, называвшейся весьма выразительно: "Руководство к изучению русской словесности, содержащее в себе основные начала Изящных Искусств, теорию Красноречия, Пиитику и краткую Историю Литературы". Может быть, это название натолкнуло впоследствии Салтыкова на ироническое определение всех многочисленных "наук", изучавшихся в лицее: "краткие". Рецензируя второе издание книги Георгиевского (1842), Белинский точно уловил самую суть его: "Сочинителю все мнения равны, ибо он не взял себе в толк ни одного из них" (можно не без основания предположить, что рецензия Белинского, напечатанная в "Отечественных записках", не осталась неизвестной лицеистам). Еще больше поразила лицеистов замечательная...
    4. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 2.
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    Часть текста: а не сухая автобиографическая записка, но в основу его положен семейный быт Салтыковых в имении Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии, в окружении крепостного быта той эпохи тридцатых годов XIX века. Анна Павловна Затрапезная из "Пошехонской старины" - конечно Ольга Михайловна Салтыкова, мать сатирика. Какое сильное впечатление осталось от матери на всю жизнь у Салтыкова, можно судить по тому, что не один раз выводил он ее в своих произведениях, с большей или меньшей художественной ретушовкой ее лица. Марья Ивановна Крошева из "Противоречий" (1847 г.) - первый легкий абрис; "Госпожа Падейкова" (1859 г.) - уже более подробный очерк; Марья Петровна Воловитинова из "Семейного счастья" (1863 г. - вошло в "Благонамеренные речи") - настоящий художественный портрет, являющийся однако лишь этюдом к ярко и сочно парированной Арине Петровне Головлевой ("Господа Головлевы", 1875-1880 гг.). Наконец Анна Павловна Затрапезная из "Пошехонской старины" (1887 - 1889 гг.), - последний и наиболее законченный на ряду с Ариной Петровной Головлевой портрет все того же основного прототипа - Ольги Михайловны Салтыковой - последняя скончалась в 1874 году, и характерно, что немедленно после ее смерти Салтыков стал писать семейную хронику господ Головлевых - т.-е. Салтыковых; первая глава этой хроники появилась в "Отечественных Записках" 1875 года (No 10). Быть может не менее интересно отметить, что почти до самой смерти матери Салтыков находился под ее властной опекой; по крайней мере уже в 1865 году, будучи в Пензе "вторым лицом после губернатора",...
    5. Салтыков-Щедрин. Автобиографии
    Входимость: 3. Размер: 26кб.
    Часть текста: получил в Императ<орском> Царкосельском (впоследствии Александровском) Лицее, где и кончил курс в 1844 г. (XIII курса). Но прежде того, с 1836 по 1838 г. воспитывался в Московском Дворянском институте (прежде бывший Университетский пансион), откуда и переведен в Лицей за отличие в науках. Начал писать еще в Лицее, где за страсть свою к стихотворству претерпевал многие гонения, так что должен был укрывать свои стихотворные детища в сапоге, дабы не подвергнуть их хищничеству господ воспитателей, не имевших большого сочувствия к словесным упражнениям. В то время Лицей был еще полон славой знаменитого воспитанника его, Пушкина, и потому в каждом почти курсе находился воспитанник, который мечтал сделаться наследником великого поэта. Первое напечатанное стихотворение было: «Лира» («Библ<иотека> для чтения» 1840 г.); потом несколько стихотворений было напечатано в «Современнике» 1843 и 1844 годов. Прозаические сочинения были печатаемы в «Отеч<ественных> записках» 1847 и 1848 г., где в это же время, а равно и в «Современнике», было напечатано несколько рецензий Салтыкова. С 1848 по 1856 — в литературной деятельности перерыв....
    6. Признаки времени. Завещание моим детям
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    Часть текста: Татьяна Юрьевна недаром говаривала: «Друг ты мой сердешный, свет Николашенька (говорила покойница все слогом госпожи Кохановской, почему даже лейб-кампанцы и те ее как огня боялись), попомни ты, свет, речь мою великую: не молви ты слова, языка твоего наперед не прикусивши». С этой поговоркой я весь век изжил и не только ни в чем не проштрафился, но даже пришел к уразумению многих других прекраснейших поговорок. Бывали случаи: смерть хочется нагрубить, так бы, кажется, и отрапортовал, да вспомнишь Татьяну Юрьевну, укусишь язык и смолчишь. Много-много, что заплачешь. Начальники знали это и всегда меня жалели. Нет-нет да что-нибудь и простят. В тридцатых годах строгий всем приказ был: картофель, вместо хлеба, на полях сеять — я не сеял, простили. В 1849 году велено было бочки с водой на домах держать — я не держал, простили. Сосед у меня был, капитан Пафнутьев, так тот, бывало, так и вскипит. Полезет это к самому начальству: «Мое ли, говорит, или ваше дело знать, какой хлеб мне на полях сеять?» А я, напротив того, приду, тихим манером доложу и, если начальство сердито — замолчу. Потом опять приду, опять тихим манером доложу и, ежели опять начальство сердито — запла̀чу. И что̀ же вышло? Пафнутьев-капитан и картофель сеял, и бочку с водой на доме держал, а я сеял хлеб, заправский, государи мои, хлеб, а бочки с водой и в глаза не видал. Слабомыслов исправник у нас был. «Проси, говорит, у меня милости, — отца родного съем; а будешь, говорит, по закону требовать, а тем паче по естеству — шабаш. Потому, естество — оно глупо. По естеству тебе есть хочется, а в регламентах того не написано, — ну и бунтовщик. А ты проси милости, — и дастся». Говорил я тоже, и не раз, этому капитану Пафнутьеву: «Пафнутий Пафнутьич! — говорю, — а вы бы простить попросили!» — так он даже зашипел на меня... за что̀ же этаких-то и...
    7. Противоречия. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    Часть текста: жизни, "в самом зле найти и средства к выходу из него". "Изучение действительности" Белинский провозгласил лозунгом времени, направляя писателей "натуральной школы" на исследование причин социальных противоречий и "двойственности" русского национального характера ["Взгляд на русскую литературу 1846 года" - "Современник", 1847, No 1, отд. III, стр. 12. Ср. В. Г. Белинский, т. X, стр. 17-18]. "Всмотритесь в нравственный быт современного человека - вы будете поражены противоречиями, глубоко и до поры до времени мирно лежащими в основе всех его дел, мыслей, чувств", - писал Герцен и призывал обнажить эти "утомительные, иронические, оскорбительные" противоречия ["Новые вариации на старые темы". - "Современник", 1847, No 3. отд. II, стр. 22. Ср. А. И. Герцен, Собр. соч. в тридцати томах, т. II, изд. АН СССР, М., 1954, стр. 86-87. В последующих отсылках к этому изданию указываются: автор, том, страница ]. Борьба нравственных, философских, социально-экономических противоречий, разъедающих сознание современного человека, и стала идейным стержнем повести Салтыкова, определив ее пафос, сюжет, жанровое своеобразие и название. Главный герой "Противоречий" Нагибин мучительно бьется над разгадкой "необъяснимого феникса" - русской самодержавно-крепостнической действительности, олицетворяя, по мысли...
    8. Иванов-Разумник: М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Глава 1.
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    Часть текста: Василевской, поступившей в дом в качестве гувернантки. Кроме того, в образовании Салтыкова принимали участие: священник села Заозерья, Иван Васильевич, который обучал латинскому языку по грамматике Кошанского, и студент Троицкой духовной академии, Матвей Петрович Салмин, который два года сряду приглашался во время летних вакаций. Вообще, нельзя сказать, чтоб воспитание было блестящее, тем не менее в августе 1836 года, т.-е. десяти лет Салтыков был настолько приготовлен, что поступил в шестиклассный, в то время, Московский дворянский институт (только что преобразованный из университетского пансиона) в третий класс, где пробыл два года, но не по причине неуспеха в науках, а по малолетству. Через два года, в 1838 году, Салтыков был переведен в имп. Царскосельский лицей, в силу привилегии, которою пользовался Московский дворянский институт отправлять каждые полтора года двоих отличнейших учеников в Лицей, где они и поступали на казенное содержание (в числе отправленных таким образом был и нынешний министр народного просвещения гр. Д. А. Толстой). В Лицее Салтыков, уже в 1-м классе почувствовал...
    9. Петербургские театры ("Слово и дело" Ф. Устрялова)
    Входимость: 2. Размер: 79кб.
    Часть текста: г-жа Жулева впервые появилась в «Новичках в любви», когда г. Самойлов играл иудеев и греков, но в то же время еще старался заслужить расположение публики, когда для русской Мельпомены и русской Талии существовал только один храм — Александрийский театр, когда не было обольстительного г. Бурдина, когда г. Каратыгин изображал смешных чиновников, а г. Григорьев смешных помещиков, в то время, наконец, когда о театральном комитете и в помине не было и драматическое искусство ведалось чуть ли не капельдинерами. Теперь все это миновалось. Г-жа Жулева оставила «Новичков в любви» для высшей комедии, но, с непривычки, все еще делает жесты, не соответствующие изображаемому действию, полагая, вероятно, что чем несоответственнее жесты, тем выше будет комедия. Г-н Самойлов хотя по-прежнему играет иудеев, греков и тирольцев, но уже не заискивает в публике, а, напротив того, дает ей чувствовать, что он удостоивает играть на театре единственно из снисхождения. Гг. Григорьев и Каратыгин играют бояр, полководцев и гроссмейстеров и увеселяют публику не какими-нибудь сверхъестественными носами, лысинами и бородавками, но величественностью жестов и благородством манер. Г-н Славин из Гамлета сделался простым Юстинианом, из Кина — герольдом Гронтенгельма и от горести до того сконфузился, что не только произносит одну речь вместо другой, но даже переставляет слоги в словах; так, например, вместо «долг красен платежом» — произносит «долг платен краснежом». Но что всего удивительнее — это театральный комитет. Признаюсь, это известие даже испугало меня. «Как, — думал я, — даже и туда проник...
    10. Запутанное дело. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: Рукопись неизвестна. В настоящем томе повесть воспроизводится по тексту "Отечественных записок" с устранением опечаток и некоторых явных недосмотров. Отсутствие рукописи и авторской датировки не позволяют точно определить время работы Салтыкова над "Запутанным делом". Упоминающиеся в повести газетно-журнальная полемика "об эмансипации животных", слухи об эпидемии холеры и недовольстве петербургских извозчиков относятся к сентябрю 1847 - январю 1848 года, когда "Запутанное дело" и было, очевидно, написано. В начале 1848 года Салтыков прочел только что законченную повесть В. Е. Канкрину, который "был в восторге от нее". Воспользовавшись дружескими связями с И. И. Панаевым, Канкрин передал рукопись в "Современник". Панаев, познакомившись с нею, отклонил повесть Салтыкова, мотивируя отказ цензурными затруднениями [А. Я. Панаева, Воспоминания, Гослитиздат, М., 1956, стр. 360 - 361]. "Запутанное дело" было принято редакцией "Отечественных записок". В 1863 году Салтыков-Щедрин включил "Запутанное дело" в сборник "Невинные рассказы", значительно сократив текст повести и стилистически выправив его (см. т. 3 наст. изд.). Учитывая, что в 1848 году повести ставились в вину "полутаинственные намеки", сатирик счел...