• Приглашаем посетить наш сайт
    Кулинария (cook-lib.ru)
  • Тюнькин К. И.: Салтыков-Щедрин

    Глава 1: 1 2 3
    Глава 2: 1 2 3
    Глава 3: 1 2 3
    Глава 4: 1 2 3 4 5
    1 2 3 4 5
    Глава 6: 1 2 3 4
    Глава 7: 1 2 3 4 5
    Глава 8: 1 2 3 4 5 6
    Глава 9: 1 2 3 4
    1 2 3
    Заключение
    Основные даты
    Краткая библиография

    САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

    Тюнькин К. И.

    Биография великого русского писателя-сатирика - это драматическая история человеческой личности в ее неуклонном стремлении к идеалу и столь же неуклонном, непримиримом неприятии всего, что идеалу противостоит. Это история страстной, всегда неудовлетворенной, всегда ищущей, "горящей" мысли.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    "ДЕРЕВЕНСКОЕ ДЕСЯТИЛЕТНЕЕ ДЕТСТВО"

    Глава вторая. ГОДЫ УЧЕНИЯ. - МОСКВА. ЦАРСКОЕ СЕЛО. ПЕТЕРБУРГ

    Глава третья. "ТЕОРЕТИЧЕСКИХ БЛУЖДАНИЙ"

    Глава четвертая. "СКИТАЛЬЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В ГЛУХОМ КРАЮ"

    Глава пятая. "ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ"

    ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОР. РОЖДЕНИЕ "ГОРОДА ГЛУПОВА"

    Глава седьмая. ОТ ГОРОДА ГЛУПОВА К "ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА"

    Глава восьмая. "ГОСПОД ГОЛОВЛЕВЫХ"

    Глава девятая. "ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ОТРЕЗВЛЕНИЕ". "ПОШЕХОНЬЕ" И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

    Глава десятая. ПОД ИГОМ ТЕРЗАЮЩИХ МЕЛОЧЕЙ

    Основные даты жизни и творчества M. E. Салтыкова-Щедрина

    Краткая библиография

    Глава первая

    "ДЕРЕВЕНСКОЕ ДЕСЯТИЛЕТНЕЕ ДЕТСТВО"

    "За 1826 год под N 2, села Спасского, у г. Коллежского советника и Кавалера Евграфа Васильева Салтыкова жена Ольга Михайлова родила сына Михаила января 15, которого молитвовал и крестил того же месяца 17 числа священник Иван Яковлев со причетники; восприемником ему был московский мещанин Дмитрий Михайлов". По совершении крещения восприемник (крестный отец) Дмитрий Михайлов Курбатов "пророчествовал", что появившийся на свет младенец Михаил будет "воин", "супостатов покоритель".

    Так, в самый разгар зимы 1826 года, в занесенном снегами захолустном селе захолустного Калязинского уезда, в глухом "углу" тогдашней Тверской губернии, куда "углами" сходились еще три губернии: Московская, Ярославская и Владимирская (отсюда и название села - Спас на Углу, или Спас-Угол  1), увидел свет и начал свой жизненный путь Михаил Евграфович Салтыков. Отцу его в этом году исполнилось пятьдесят лет, матери - двадцать пять. Дело было в общем весьма заурядное, "пошехонское". До Михаила у Салтыковых родилось пять человек детей (старшая дочь Надежда - в 1818-м, старший сын Дмитрий - в 1819-м), а после Михаила еще двое - всего же три сестры и пять братьев.

    1Ныне село Спас-Угол входит в состав Талдомского района Московской области.

    Как и раньше, как и всегда, по всему лицу земли русской - "Пошехонья" - плодились и множились неисчислимые массы дворян, мужиков, купцов, населяя эту землю, возделывая ее до кровавого пота, торгуя лесом, хлебом, овсом и льном, живыми и мертвыми душами... И молясь в многочисленных церквах Преображения, Вознесения, Рождества Христова, Ризположения, Успения...

    "Леса горели, гнили на корню и загромождались валежником и буреломом; болота заражали окрестность миазмами, дороги не просыхали в самые сильные летние жары; деревни ютились около самых помещичьих усадьб, а особняком проскакивали редко на расстоянии пяти-шести верст друг от друга. Только около мелких усадьб прорывались светленькие прогалины, только тут всю землю старались обработать под пашню и луга..." Жалкие речонки "еле-еле брели среди топких болот, по местам образуя стоячие бочаги, а по местам и совсем пропадая под густой пеленой водяной заросли. Там и сям виднелись небольшие озерки, в которых водилась немудреная рыбешка, но к которым в летнее время невозможно было ни подъехать, ни подойти. По вечерам над болотами поднимался густой туман, который всю окрестность окутывал сизою, клубящеюся пеленою" ("Пошехонская старина").

    По разным сохранившимся документам известно, что наследственное поместье Салтыковых, или вотчина, - салтыковское дворянское гнездо - образовалось здесь, среди буреломных лесов и невылазной топи, в этой глухомани срединной России, не позже XVI века, и до рождения в 1826 году Михаила Салтыкова, наверное, мало что изменялось и изменилось за столетия в привычном поместном быту этого "гнезда". Историческая жизнь шла где-то стороной, как будто в каком-то тридевятом царстве, тридесятом государстве (знали ли что-нибудь в Спас-Углу, например, о потрясших императорскую Россию грозных событиях 14 декабря 1825 года, совсем накануне рождения Михаила?). И хотя предки Михаила Евграфовича (на самом деле Сатыковы, а не Салтыковы) приложили немало усилий (один из них даже был бит батогами за свои притязания), чтобы приписаться к боярскому роду Салтыковых - что им в конце концов и удалось, - они на самом деле "были настоящие поместные дворяне, которые забились в самую глушь Пошехонья, без шума сбирали дани с кабальных людей и скромно плодились". Лишь очень редко История захватывала в свою орбиту кого-нибудь из более бойких, а может быть, и просто - по неисповедимости путей своих. Так, Василий Богданыч Салтыков, дед Михаила, поручик лейб-гвардии Семеновского полка, оказался участником мятежа против императора Петра III, за что и был награжден новой императрицей - Екатериной II. Но, думается, этим неожиданным подарком фортуны он и сам был порядком напуган, почему тут же вышел в отставку и затворился в своем далеком от Петербурга и его "прелестей" и всяческих соблазнов Спас-Углу.

    Тут же подоспела и женитьба Василия Богданыча на московской купеческой дочке Надежде Ивановне Нечаевой. (Впрочем, Михаил Салтыков не знал своих деда и бабку по отцовской линии, умерших задолго до его рождения.)

    Понятно, что первый человек, заключивший для Миши Салтыкова поначалу весь мир, была его мать, Ольга Михайловна Салтыкова, рожденная Забелина, как и бабка, - московская купеческая дочь. Совсем еще девочкой, пятнадцатилетней, выдали ее замуж за только что вышедшего в отставку чиновника Московского архива иностранной коллегии, калязинского помещика, сорокалетнего Евграфа Васильевича Салтыкова. "Ходило в семье предание, что поначалу она была веселая и разбитная молодка, называла горничных подружками, любила играть с ними песни, побегать в горелки и ходить веселой гурьбой в лес по ягоды. Часто ездила в гости и к себе зазывала гостей и вообще не отказывала себе в удовольствиях". Но в доме немолодого мужа, человека, глубоко ей чуждого, - с каким-то своим, уже давно сложившимся и непонятным ей духовным миром, рядом с незамужними "сестрицами"-золовками, которые недаром, по русскому присловью, зовутся колотовками (золовки Ольги Михайловны, правда, не колотили ее, но придумали другой, не менее язвительный способ досадить молодой невестке - дразнили ее купчихой, да еще с недоданным, хотя и обещанным, приданым), в этой новой для нее и материально и нравственно обстановке заштатной дворянской усадьбы молодость "соскочила" с нее необыкновенно скоро. Радостная поэзия молодости быстро сменилась трезвой прозой повседневного "головлевского" существования, или, попросту говоря, безудержным стяжательством и порой совершенно бессмысленным накопительством во имя накопительства (при этом назойливо повторялся мотив заботы о будущем детей, которые тем временем мечтали о том, как бы наесться досыта). Низменный домашний быт и суровая крепостная практика, бесконтрольная помещичья власть без остатка поглотили недолгую молодость и направили незаурядную силу и, может быть, даже талант в ложную сторону. К тому же пошли и дети: первую дочь, Надежду, Ольга Михайловна родила в семнадцать лет, а Михаила, шестого, - когда ей не исполнилось и двадцати пяти.

    его "крутости". Когда родился Михаил, Ольга Михайловна была молода, чувства ее не застыли еще в той неукротимой и деспотической властности, которая превратила ее в конце концов, по словам одного современника, в "боярыню Морозову" (знаменитая властная и непримиримая раскольница XVII века).

    Мише Салтыкову с небольшим полтора года; Ольга Михайловна в начале сентября 1827 года пишет мужу, Евграфу Васильевичу, в Москву, где тот в это время был: "Миша так мил, что чудо. Все говорит и хорошо. Беспрестанно со мной бывает и не отходит. Все утешает меня в разлуке с тобой. Признаюсь, мой друг, я при нем покойнее и веселее, и все его целуют..." И еще через пять дней ему же, "моему другу" Евграфу Васильевичу: "...дети все милы, а Миша столько мил, что не могу описать. Вообрази, все говорит, беспрестанно у меня, и поутру, как проснется, то в столовую идет меня искать, спрашивает: тятя где? маменька, чаю хочу. Идет в твой кабинет, мы там пьем чай, потом возвращается в мою спальню, где все радости свидания и поцелуи, берет за руку и ведет: дай чаю, маменька. Столько меня он утешает, что при нем немного забываю нашу разлуку". Хотя детей шестеро, и все они милы, все-таки Миша всех милее: правда, он младший. Даже если сделать скидку на столь характерный для двадцатых годов прошлого века сентиментальный дух и стиль семейной переписки, все же ощущается довольно ладная семья, вскоре пополнившаяся еще двумя сыновьями - Сергеем, родившимся в 1829-м, и Ильей, родившимся в 1834 году.

    Счастливые детские воспоминания о ласкавшей матери, о светлых днях раннего детства, об уюте родного дома жили, наверное, где-то в подсознании, в смутных глубинах еще не оформившейся, так сказать, безобразной младенческой памяти, жило ощущение покоя и радости, еще не омраченной позднейшими тягостными впечатлениями. Ведь, конечно, недаром на исходе дней скажет больной и много переживший, в сущности, всю жизнь свою бездомный писатель фразу, которая вызывает недоумение после всего того, что мы знаем о его детстве и из прямых его воспоминаний, и из общего мрачного тона и колорита "Пошехонской старины": "Ежели я что-нибудь вынес из жизни, то все-таки оттуда, из деревенского десятилетнего детства".

    Но даже в немногих оставшихся от этого времени письмах, принадлежащих членам салтыковского семейства, по видимости, резким диссонансом начинает звучать мотив, чуждый семейному ладу, семейной идиллии. В августе 1829 года (значит, Мише было два с половиною года) Евграф Васильевич пишет Ольге Михайловне: "Тебя же ради бога прошу детей не слишком много наказывать, ибо если что без тебя было <а Ольга Михайловна на некоторое время уезжала из Спасского в Москву>, за то уже они и наказаны, а впредь остерегать их и подтверждать, чтобы смирны и прилежны были..."

    Для Миши Салтыкова его детское непосредственно-бессознательное, счастливое бытие кончилось с одним из таких наказаний. И здесь уже вступила в свои права память, пробудившееся - пусть еще неясное - сознание, которое скоро уже получит способность оценивать, судить и не забывать.

    "А знаете, с какого момента началась моя память? - спросил однажды Салтыков в свои поздние годы. - Помню, что меня секут... секут как следует, розгою... Было мне тогда, должно быть, года два, не больше". Этот мотив наказания, битья какой-то страшной - кричащей, надрывающей сердце - нотой звучит во многих сочинениях Салтыкова, вплоть до "Портного Гришки" ("Мелочи жизни") и "Пошехонской старины".

    Вообще, этот "угол" Тверской губернии, вся эта местность, захолустнейшая из захолустных, как заметил Салтыков, вспоминая свои детские годы, - как будто самой природой была предназначена для "мистерий крепостного права". И эти мистерии разыгрывались не только на мужицких спинах, не только в отношениях самовластного, самодержавного помещика с бесправным крепостным мужиком-"хамом" или крепостной девкой-"подлянкой". Все было крепостным: все стороны повседневного быта, житейских отношений, обиходной морали. Крепостное право проникало всюду. Крепостными были и дети, и - не в последнюю очередь - помещичьи дети.

    В памяти Салтыкова через полвека прежде всего всплывают "смутные впечатления о детском плаче, почти без перерыва раздававшемся, по преимуществу, за классным столом... Страшно подумать, что, несмотря на обилие детей, наш дом в неклассные часы погружался в такую тишину, как будто все в нем вымерло. Зато во время классов поднимались неумолкающие стоны, сопровождаемые ударами линейкой по рукам, шлепками по голове, оплеухами и проч. Мой младший брат <Сергей> несколько раз сбирался удавиться. Он был на три года моложе меня, но учился, ради экономии, вместе со мною, и от него требовали того же, что и от меня. И так как он не мог выполнить этих требований, то били, били его без конца" (незаконченный мемуарный набросок для "Пошехонских рассказов").

    Память Салтыкова, когда перед ним встают дни его десятилетнего детства, тревожит еще одно воспоминание - "нет воспоминания более гнусного" - воспоминание, отравившее впоследствии его сознательную жизнь, окрасившее мучительным трагизмом и его отношения с родными, прежде всего матерью Ольгой Михайловной и братом Дмитрием, и страницы его гениальных созданий - романа "Господа Головлевы" и жития-хроники "Пошехонская старина". Это гнусное воспоминание - о разделении детей на две категории - любимчиков и постылых: "Это деление не остановилось на детстве, но перешло впоследствии через всю жизнь".

    В том же мемуарном наброске Салтыков отметил свое несколько особое положение в семействе: "Я лично рос отдельно от большинства братьев и сестер, мать была не особенно ко мне строга..." Чем можно объяснить такое отношение матери к своему шестому ребенку и третьему сыну? Прежде всего тем, наверное, что пять первых детей Ольги Михайловны почти все были погодками, а Михаил родился через три года после сестры Любови (родившаяся в 1825 году Софья умерла во младенчестве). а брат Сергей появился на свет через три года после Михаила (в 1829-м). Долгов время Михаил был младшим и любимым сыном. Николай (родившийся в 1821 году; прототип Степки-балбеса из "Господ Головлевых" и "Пошехонской старины") и Сергей, забитый оригинальной семейной педагогикой, принадлежали, по классификации и соответствующему отношению Ольги Михайловны, к числу "постылых". Такое положение Михаила среди салтыковских детей создало ему некоторую самостоятельность, сыграло свою положительную роль. При всеобщей приниженности, угнетенности и забитости, которой, разумеется, и он полностью избежать не мог, он все же был забит и унижен менее других. Своеобразное одиночество, уединение среди гама и плача классной комнаты оставляло больше времени и возможностей для размышлений, сравнений и оценок. Уединение оказывалось пусть и относительной, но все же свободой.

    "милым" (о чем свидетельствуют ее письма), чем-то ее привлекал, выделялся среди других (так, например, в свои деловые поездки Ольга Михайловна часто брала именно его, предпочитая другим детям). Эта умная, вовсе не "злонравная" от природы, обладавшая сильной волей и "громадной памятью"  1и притом "в сильной степени одаренная творчеством"  2женщина наверняка почуяла в сыне Михаиле какую-то особенность, незаурядность, тоже необыкновенную "одаренность творчеством" и выделила его среди других своих детей не просто по случайному капризу или какой-то необъяснимой симпатии. Впрочем, предпочтение Михаила другим детям не было уж чересчур исключительным. Иной раз Ольга Михайловна, всецело поглощенная своими бесконечными и многообразными хозяйственными заботами, созиданием "махинищи" своего крепостного хозяйства, просто забывала о нем, как и о других детях, и с каким-то даже удивлением смотрела, если он попадался на ее пути. Да и Михаил, когда стал старше и нечто понял, видимо, старался избегать встреч с матерью, ведь, как скажет он через полвека, встречи эти, "особенно в нравственном смысле, даже на самых равнодушных людей действовали раздражительно".

    1 О "громадной памяти" Анны Павловны Затрапезной говорится в "Пошехонской старине".

    2 Характеристика Арины Петровны Головлевой в "Господах Головлевых".

    "резвость", "нетерпеливость" маленького "Мишеньки", о которых пишет, например, воспитывавшаяся тогда в Московском Екатерининском институте сестра Надежда родителям в ноябре 1829 года, когда мальчику шел четвертый год, - именно эти детские черты, эти качества ребенка стали предпосылкой будущей очень трудной выработки, "выделки" характера самостоятельного, очень целеустремленного, упорного и стойкого.

    Тогда же, в трех-четырехлетнем возрасте, началось и потом продолжалось, естественно, не из-под палки, и обучение Михаила. "Очень рада, - пишет в упомянутом письме Надежда, - узнав, что Мишенька так же послушен и учится азбуке..." Классная комната в спасском доме собирала всех детей Салтыковых, но обучали старших, Михаил же обучался, впитывая и усваивая то, что с трудом и с битьем должны были выдолбить старшие (так он со слуха выучился болтать по-французски и по-немецки). И потому, когда крепостной живописец Павел Соколов в один из дней рождения Михаила (кажется, это было в 1832 году: Мише исполнилось тогда шесть лет) торжественно - предварительно был отслужен молебен - приступил к обучению мальчика грамоте, азбука ему уже была хорошо известна, почему обучение и пошло так успешно и быстро.

    Конечно, суровые воспитательные приемы, педагогическая система "битья" коснулась и Михаила. По окончании курса в Екатерининском институте появилась в 1834 году в Спасском старшая сестра Надежда, и ей была поручена подготовка Михаила к поступлению в московский Дворянский институт. Надежда при этом "дралась с таким увлечением, как будто за что-то мстила". Однако к этому времени Михаил, которому исполнилось восемь лет, в сущности, уже не нуждался в учителях; с того момента, когда в нем пробудилось сознание, когда "началась" память, а это произошло, как мы помним, очень рано, он уже проделал большой путь активного самообучения и самовоспитания.

    Раннее воспоминание о жестоком наказании было несомненно мучительным, болезненным, но оно так ярко запечатлелось, наверное, именно потому, что уж очень противоречило ладу первых младенческих лет, проведенных в детской, спальне матери, кабинете отца...

    "осваивал" большой салтыковский дом, всю Спасскую усадьбу, выходил в сад и огород.

    Вообще, вспоминал Салтыков, небогатые помещичьи усадьбы не отличались в те времена "ни изяществом, ни удобствами". "По большей части они устраивались посреди деревни и непременно в низинке, чтобы зимой теплее было. Это были продолговатые одноэтажные дома, почерневшие от времени, с некрашеными крышами и с старинными окнами, в которых нижние стекла поднимались наверх и подпирались подставкою. В шести-семи комнатах такого четырехугольника ютились иногда очень многочисленные дворянские семьи с целым штатом дворовых девок и лакеев и с наезжавшими гостями. О парках и садах и в помине не было. Обыкновенно впереди дома раскидывался крошечный палисадник, обсаженный стрижеными акациями и наполненный по части цветов барскою спесью, царскими кудрями и бураковыми лилиями. Сзади дома устраивался огород, но и то небольшой, потому что в старину и овощи (кроме капусты) считались пустым и хлопотным делом. Разумеется, у помещиков более зажиточных и усадьбы были обширнее, но общий тип был один, с прибавкою небольшой березовой рощи, в которой свивали гнезда бесчисленные стаи грачей, с утра до вечера наполнявших воздух трескучим стоном". К таким более зажиточным помещикам принадлежали и Салтыковы, и их усадьба в Спас-Углу отличалась от описанного "общего типа" некоторыми барскими прихотями и затеями. "Что касается до усадьбы, в которой я родился и безвыездно прожил до десяти лет, - продолжает вспоминать Салтыков, - то она представляла собой образец так называемой полной чаши. Дом был двухэтажный, с четырьмя мезонинами (собственно говоря, третий этаж, потому что мезонины имели общий коридор, который и сообщал их между собой), просторный и теплый; в нижнем этаже, каменном, помещались мастерские, кладовые и несколько дворовых семей. Верхний этаж и мезонины занимали господа. При доме был разбит довольно большой сад с прорезанными дорожками, окаймленными цветочными рабатками... Но так как в то время существовала нелепая мода подстригать деревья, то тени почти совсем не было, несмотря на то, что кругом всего сада шла прекраснейшая липовая аллея. Несравненно в больших размерах были разведены огороды и ягодный сад, в котором устроены были и оранжереи с теплицами, парниками и грунтовыми сараями. Ягоды и овощи разводились в обширных размерах. Это было полезное, которому в старинной помещичьей среде всегда отдавалось преимущество перед приятным".

    не только обширный огород с ягодами и овощами - к усадьбе принадлежал также большой хозяйственный двор - средоточие экономической жизни салтыковской вотчины. Тут располагались конюшни, коровники, риги, хлебные амбары, кладовые, погреба, кузницы. Жизнь здесь, в особенности летом и осенью, постоянно била ключом, шумела и бурлила - запрягали, распрягали и подковывали лошадей, выгоняли и загоняли скот, ехали возы с сеном и снопами, сушили, молотили и веяли зерно, засыпали его в амбары, погреба заполняли молочными "скопами" (маслом, сметаной, творогом) и всяческими плодами и ягодами из собственного сада и из леса, куда наряжались "брать ягоду" дворовые девки. Здесь стоял круживший голову смешанный запах хорошо высушенного сена, ржаной соломы, лесной земляники и малины, конского и коровьего навоза... Слышались и сливались в удивительную симфонию разнообразнейшие звуки - удары цепов в риге и молота в кузнице, ржание копей, мычание коров, лай дворовых собак, а порой и грозный маменькин окрик, и робкие, а иной раз и дерзкие оправдания и возражения "рабов", и их крики при наказании на конюшне (впрочем, и в этом надо отдать должное Ольге Михайловне, скорая на "ручную расправу", она к наказаниям крестьян "на теле" прибегала в очень редких случаях).

    Глава 1: 1 2 3
    Глава 2: 1 2 3
    1 2 3
    1 2 3 4 5
    Глава 5: 1 2 3 4 5
    Глава 6: 1 2 3 4
    Глава 7: 1 2 3 4 5
    1 2 3 4 5 6
    Глава 9: 1 2 3 4
    Глава 10: 1 2 3
    Заключение
    Основные даты
    Краткая библиография
    Раздел сайта: